Неврологические основы морального сознания человека. просмотров: 2020
Психопатия и нейронная организация морального сознания человека.
Идеи антисоциальных нарушений личности (социопатия) и психопатия (серьезная форма социопатии) берут свое начало из необходимости установления диагноза пациентам, которые проявляли тип поведения, противоречащий нормальному и причиняющий вред окружающим. Хотя социальные нормы варьируются среди культур и даже внутри культурных ниш, социопатия и психопатия не могут быть причислены к культурным особенностям по той причине, что их сущностные проявления стабильны и легко узнаваемы, как исторически, так и межкультурно. Нейробиологическая обоснованность социопатии и психопатии поддерживается возрастающей научной очевидностью, что мозг индивидуумов с девиантным поведением отличается от мозга социально адаптированных людей: томография мозга психопатов показала снижение серого вещества в их префронтальной коре, а также ненормальную активацию мозга в лимбических отделах, так же, как и в префронтальной и височной долях.
Моральная когнитивная неврология соединяет в себе такие науки, как собственно неврология, психология, эволюционная биология и антропология, и в рамках обозначенной темы пытается ответить на следующие вопросы: как нравственное сознание человека развилось из взаимодействия биологических и культурных факторов? Как природа морали, зависящая от контекста, может быть объяснена неврологией? Как нравственность соотносится с эмоциями и мотивацией, и каковы их неврологические основы?
Она фокусируется на неврологическом основании исключительно человеческих форм социального мышления и поведения. Последние исследования показали, что в нравственном познании участвуют совершенно определенные области мозга. Это открытие, например, позволяет искать новые интерпретации ухудшений в социальном поведении пациентов с дисфункциями мозга и дает возможность понимания комплексных связей между индивидуумами и обществом. В век, когда всё сильнее возрастает осознание различий в системах ценностей разных культур и наций, изучение когнитивных и мозговых механизмов, которые руководят человеческим поведением, становится всё более актуальным.
Авторы статьи утверждают, что феномен морали развивается из:
1) Интеграции контекстуального социального знания, представленного как событийное знание в префронтальной коре головного мозга;
2) Знания о значении социального поведения, хранящегося в передней и задней височных долях;
3) Мотивационного и эмоционального состояния, которые зависят от кортикально-лимбических областей мозга.
Данная работа представляет новые интерпретации социального поведения как у здоровых индивидов, так и у пациентов с дисфункциями мозга, а также дает некоторые прогнозы нейропсихологических расхождений в моральном поведении.
Определяя понятие морали, когнитивная неврология стремится объяснить когнитивные и невральные механизмы, которые лежат в основе морального поведения.
Нравственность считается продуктом эволюции, в результате которой когнитивные и мотивационные механизмы, уже имевшие некоторое развитие у наших предков, оформились в свойственные исключительно человеку формы жизненного опыта и поведения. Если у приматов предшественниками человеческой морали можно считать заботу о своих сородичах и стремление к доминированию, то поведение человека насквозь пропитано чувством справедливости. Ученые считают, что именно развитие префронтальной коры головного мозга человека привело к развитию его нравственных качеств.
Впервые связь между отклонениями в моральном поведении и повреждениями мозга была замечена по нейрохирургическим отчетам о боевых ранениях. Позднее Эслингер и Дамасио описали отклонения в нравственном поведении у пациента с повреждениями в префронтальной коре, приобретенными во взрослом возрасте, у которого, однако, не было повреждений в моральном мышлении. Позже было доказано, что поражения префронтальной коры, полученные в раннем возрасте, ведут к нарушениям как в моральном мышлении, так и в поведении. Это, таким образом, говорит о том, что моральное развитие может быть остановлено ранними нарушениями в префронтальной коре головного мозга. Было замечено, что такие нарушения в моральном поведении похожи на те, что наблюдаются в случаях психопатии.
Кроме того, было выявлено, что структурные изменения в передних височных долях - будь то приобретенные или эволюционные - также могут исказить моральное поведение. Дисфункция рефлекторных дуг, которые включают регион височной верхней борозды - ключевую область социального восприятия - связана с трудностями в определении намерений, с которыми сталкиваются больные аутизмом. Поражения лимбической и паралимбической структур могут повредить фундаментальные мотивационные механизмы, такие как половое влечение, социальная приспосабливаемость и агрессивность, и привести к серьезным нарушениям нравственности, например, к неспровоцированным нападениям, вплоть до педофилии. Структурные и функциональные исследования психопатов выявили аномалии практически во всех вышеперечисленных областях мозга.
Что касается эмоций и суждений, то у пациентов с центральными нарушениями ПФК была обнаружена недостаточная связь между гордостью, смущением и сожалением.
Чтобы доказать связь между конкретными зонами мозга и эмоциями, связанными с понятием нравственности, был проведен эксперимент. Здоровым пациентам были предложены различные задания и стимулы на моральные суждения, дилеммы и эмоции. Было замечено, что при этом у них активировались следующие участки мозга: передняя ПФК, передние височные доли, центральная доля мозга, лимбические зоны, а также некоторые другие.
Здесь нужно заметить, что активация передней ПФК происходила лишь в случае необходимости принятия безэмоциональных фактических решений или решения моральных дилемм (например, вопрос: убили ли бы Вы невинного человека с целью спасти пятерых других людей?). Эксперимент показал, что трудность принятия решения увеличивает активность передней поясной коры. А присутствие телесной боли в сценах морального насилия приводит к снижению времени реакции и снижению активности передних височных долей.
Результаты экспериментов делают очевидным тот факт, что частично отделяемые друг от друга ПФК, височная и лимбическая зоны отвечают за конкретные нравственные эмоции, включая чувство вины, злость и смущение.
Гипотеза соматического маркера.
Дамасио и его коллеги, наблюдая за пациентами с расстройствами в вентромедиальной префронтальной коре головного мозга обнаружили, что такие больные могут определять последствия социального поведения, но оказываются не в состоянии принимать правильные решения в реальной жизни. Модель соматического маркера объясняет, почему эти пациенты сохраняют способность судить о социальных проблемах, но не могут решать их, когда ситуация становится реальной.
Группа ученых показала, что у людей, не имеющих нарушений, развиваются предварительные стимулирующие кожные рецепторы в момент, когда они обдумывают какую бы то ни было ситуацию риска, благодаря чему они принимают разумное решение еще до того, как разум решает, какая стратегия будет в данном случае наилучшей.
У пациентов же с нарушениями в ПФК не развиваются подобные предварительные стимулы, в следствие чего они ведут себя так, словно они равнодушны к будущим последствиям, будь то положительные или отрицательные.
Несмотря на то, что гипотеза соматического маркера не объясняет роль различных субрегионов ПФК в нравственном познании человека, считается, что она может лежать в основе поведенческой дисфункции пациентов с повреждениями в ПФК. Последние исследования выявили ведущую роль соматических маркеров в принятии решений и социальном поведении человека.
Гипотеза моральной чувствительности.
Для подтверждения этой гипотезы ученые провели эксперимент, в котором испытуемые выступали в роли наблюдателей. Было замечено, что при виде изображений, описывавших сцены морального насилия, у участников эксперимента активировались зоны ПФК, срединной орбитофронтальной коры, верхней височной борозды, ствола головного мозга и лимбических структур. Сцены, вызывавшие базовые эмоции - отвращение и страх - активировали мозговой ствол и лимбическую систему, но не ОФК и не верхнюю височную борозду. Подобные наблюдения позволили прийти к выводу, что области передней ПФК, ОФК, верхней височной борозды и лимбическая система напрямую связаны с моральной чувствительностью, которая представляет собой автоматическое маркирование социальных событий моральными оценками. При этом ОФК скорее отвечает за автоматические социально-эмоциональные ассоциации, а передняя ПФК - за предвидение последствий того или иного социального поведения.
Недостаток гипотезы моральной чувствительности в том, что она не может предсказать, какие именно отклонения в социальном поведении могут возникнуть при повреждении той или иной из вышеперечисленных областей мозга.
Представленные гипотезы в некоторой степени объясняют работу определенных отделов мозга, но не объясняют ключевые моменты нравственного познания. В связи с этим ниже приведена альтернативная концепция, отображающая современную систему взглядов по данному вопросу.
Модель EFEC (event-feature-emotion complex)
Данная модель постулирует, что феномен морального познания и поведения возникает из объединения трех компонентов: структурного событийного знания (обусловленного зависящими от контекста образами в префронтальных субрегионах мозга), особенностей социального восприятия и функционирования (за которые отвечают задние и передние отделы височной коры) и состояние базовых эмоций, или центральной мотивации (такие, как агрессия, грусть, сексуальное возбуждение), представленные в лимбической и паралимбической системах.
Элементы этих трех компонентов взаимодействуют, продуцируя моральные эмоции. Префронтальная кора обеспечивает возникновение контекстуальных событийных образов; области верхней височной борозды и передней височной коры способствуют социальному восприятию, а лимбическая система ответственна за базовые эмоции (чувства грусти, страха и привязанности).
Три наиболее существенных свойства морального познания - это нравственные эмоции, нравственные ценности и долгосрочные цели.
В то время как базовые эмоции берут свое начало из наших ощущений, воображения или личных воспоминаний, моральные эмоции оказываются связанными с интересами и благополучием других индивидов или всего общества в целом. Чувства вины, сострадания, смущения, стыда, гордости, презрения и благодарности - это прототипические примеры моральных эмоций. В зависимости от контекста, такие эмоции, как отвращение, благоговение, возмущение и злость, тоже могут быть расценены как эмоции, связанные с моралью.
Суммируя, можно сказать, что моральные эмоции являются результатом взаимодействия ценностей, норм и контекстуальных элементов социума, и проявляются в соответствии с социальными предпочтениями и ожиданиями. Хотя контекстуальные знаки, связывающие моральные эмоции с социальными нормами, варьируются среди различных культур, в самих этих эмоциях прослеживается межкультурная общность.
Заключение.
Рассмотрев клинические и экспериментальные данные по выбранной теме и обсудив некоторые текущие теоретические положения моральной когнитивной неврологии, авторы статьи предложили новую модель, которая опирается на взаимодействие культурных и контекстно-обусловленных знаний. Такая система взглядов позволяет делать надежные прогнозы для нейропсихологических расстройств, связанных с той или иной дисфункцией мозга, и могут быть использованы при разработке новых экспериментов.
Моральная когнитивная неврология позволяет улучшить оценку состояния больных с поведенческими дисфункциями и повысить эффективность их лечения. Понимание неврологических основ человеческой морали должно помочь в пресечении антисоциального поведения и налаживании социального благополучия.
Загружено переводчиком: Адамкович Вероника Андреевна Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: https://hpc.hamilton.edu/~lablab/Moll_2005.pdf