Пряности и геноцид просмотров: 1145
Пряности и геноцид
Молуккский архипелаг в современной Индонезии состоит из трех групп островов. В начале семнадцатого века на северных Молуккских островах располагались независимые королевства – Тидоре, Тернате и Бакан. На центральных Молуккских островах располагалось королевство Амбон. На юге были острова архипелага Банда, которые тогда еще, с политической точки зрения, не были присоединены. Хотя сейчас они и кажутся нам малозначимыми, в то время Молуккские острова были центром мировой торговли и единственным производителем таких ценных специй как: гвоздика, мускатный цвет и мускатный орех. Мускатные орехи и мускатный цвет росли только на островах Банда. Жители островов производили и экспортировали эти редкие специи в обмен на продовольствие и промышленные товары с острова Ява, из перевалочного пункта Мелаки на Малайском полуострове, а так же из Индии, Китая и Аравии.
Первый контакт местных жителей с европейцами случился в шестнадцатом веке, когда португальские моряки приехали покупать специи. Ранее специи переправлялись через Ближний Восток по торговым путям, которые были под контролем Османской империи. Европейцы искали путь, открывающий прямой доступ к Островам пряностей и торговле специями через Африку или Атлантику. Впервые Мыс Доброй Надежды обогнул португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1488 году; в 1498 году по тому же самому маршруту Васко да Гама достиг Индии. Впервые за все время европейцы проложили независимый маршрут к Островам Пряностей.
Португальцы сразу же стали решать как взять под контроль торговлю специями. В 1511 году они захватили Мелаку. Целенаправленно расположившись на западе Малазийского полуострова, продавцы со всей Юго-Восточной Азии съезжались туда, чтобы продать свои специи индийским, китайским и арабским купцам, отправлявшим их на Запад. Как в 1515 году сказал португальский путешественник Томе Пирес: «Обмен и торговля разных народов, через тысячи лье из рук в руки, так или иначе дойдут до Мелаки… И тот, кто правит Мелакой, держит руку и на пульсе Венеции».
Контролируя Мелаку, португальцы пытались заполучить монополию на торговлю ценными специями. Но ничего не вышло.
Противники, встретившиеся им на пути, были сильны. В XIV-XVI вв. в Юго-Восточной Азии, благодаря торговле пряностями, экономика начала стремительно развиваться. Такие города-государства как Ачех, Бантена, Мелака, Макассар, Пегу и Брунея стали быстро расширяться, производя и экспортируя специи наряду с другими товарами, такими как древесина.
В этих государствах господствовала абсолютистская форма правления, как и в Европе того периода. На развитие политических институтов влияли различные процессы, в том числе технологические изменения в методах ведения войны и в международной торговле. Государственные учреждения стали централизованными, во главе с королем, который требовал абсолютной власти. Цари Юго-Восточной Азии, так же как и правители абсолютистской Европы, зависели от торговых доходов, участвовали в торговле и предоставляли монополию местной и зарубежной элите. И, также, как и в Европе это создавало некий экономический рост; но он был далек от идеального экономического института, необходимого для процветания. Система имела существенные недостатки и не гарантировала безопасности собственности большинству. Несмотря на все это, процесс коммерциализации шел полным ходом даже тогда, когда португальцы попытались установить господство в Индийском океане.
Присутствие европейцев оказало еще большее влияние с прибытием голландцев. Голландцы быстро поняли, что монополия на поставки ценных специй с Молуккских островов гораздо прибыльнее конкуренции с торговцами – европейскими и местными. В 1600 году им удалось убедить правителя Амбона подписать эксклюзивное соглашение, дающее им право монополии на торговлю гвоздикой в Амбоне. Со времен основания голландской Ост-Индской компании в 1602 году попытки голландцев всеми правдами и неправдами захватить всю торговлю пряностями и устранить конкурентов увенчались успехов для голландцев и обернулись крахом для Юго-Восточной Азии. Голландская Ост-Индская компания стала вторым европейским акционерным обществом после английской Ост-Индской компании, ставшей главным ориентиром в развитии современной корпорации и впоследствии сыгравшей главную роль в росте европейской промышленности. Также это была вторая компания, имевшая в своем распоряжении собственную армию и право вести войну и колонизировать чужие земли. С помощью военных сил компании, пущенных в ход, голландцы продолжили устранять всех потенциальных нарушителей, чтобы воплотить в жизнь соглашение с правителем Амбона. Они захватили главный форт, завоеванный португальцами в 1605 году и насильно отстранили всех других торговцев. Затем они расширились до северных Молуккских островов, вынудив правителей Тидоре, Тернате и Бакана согласиться не выращивать и не продавать гвоздику на их территории. Соглашение, подписанное даже с Тернате, позволяло голландцам приезжать и уничтожать гвоздичные деревья, встреченные в этой местности.
В то время Амбоном правили так же, как большей частью Европы и Америкой. Жители Амбона платили дань правителю и подвергались принудительному труду. Голландцы, вступив во владения, усилили систему, с целью получения большего количества труда и гвоздик с острова. До прибытия голландцев, семьи платили дань в гвоздиках Амбонской элите. Голландцы же расчитали, что каждая большая семья имела свою землю и должно было выращивать определенное количество гвоздичных деревьев. Домашние хозяйства тоже были обязаны трудиться для голландцев принудительно.
Также голландцы взяли под свой контроль и остров Банда, с намерениями монополизировать мускатный цвет и мускатный орех. Но остров Банда был организован иначе, не так как Амбон. Он состоял из множества маленьких городов-государств и не имел никакой иерархии - ни социальной, ни политической. Этими небольшими государствами, в действительности являвшимися маленькими городами, управляли советы местных граждан. Они не имели ни центральной власти, которую можно заставить подписать соглашение, ни дани, которую можно забрать себе, тем самым захватив монополию на поставку мускатного цвета и ореха. На первый взгляд это значило, что голландцы должны были конкурировать с английскими, португальскими, индийскими и китайскими торговцами, и их специи упали бы в цене. Их первоначальные планы по монополизированию торговли мускатным цветом и орехом рухнули, тогда голландский губернатор Батавии Ян Питерзон Коэн предложил альтернативный план. Коэн основал Батавию на острове Ява в качестве нового капитала голландской Ост-Индской компании в 1618 году. В 1621 году он отправился на остров Банда с флотом и перерезал почти все население острова, а точнее порядка пятнадцати тысяч человек. Все лидеры были казнены с остальным населением и, только, немногие остались в живых, те, что были необходимы для производства мускатного цвета и мускатного ореха. После завершения геноцида Коэн приступил к созданию политической и экономической структуры, необходимой для его плана: плантационного общества. Острова разделили на шестьдесят восемь частей, которые дали шестидесяти восьми голландцам – бывшим и нынешним сотрудникам голландской Ост-Индской компании. Новые владельцы земель учили уцелевших жителей острова Банда как производить специи и могла покупать рабов в Ост-Индской компании, для заполнения острова и производства специй. Рабы должны были быть проданы по фиксированным ценам обратно в компанию.
Добывающая промышленность, созданная голландцами на Островах пряностей достигла желаемого эффекта, но, ценой в пятнадцать тысяч невинных жизней с острова Банда, и создания множества экономических и политических институтов, остановивших развитие острова. К концу семнадцатого века голландцы сократили мировую торговлю специй примерно на 60 процентов, а цену мускатного ореха – вдвое.
Голландцы внедряли стратегию управления и совершенствовали ее на Молуккских островах, но она имела серьезные последствия для экономики и политики всей остальной части Юго-Восточной Азии. Долгая торговая экспансия нескольких областных государств, начавшаяся в четырнадцатом веке, обернулась тем, что даже области, не подверженные колонизации, были раздавлены голландской Ост-Индской компанией, направили силу на внутреннюю политику и бросили торговлю. Возникавшие тогда экономические и политические изменения в Юго-Восточной Азии пресекались на корню.
Чтобы избежать угроз голландской Ост-Индской компании, несколько государств отказались от производства сельскохозяйственных культур на экспорт и перестали осуществлять коммерческую деятельность. Автаркия была безопаснее, чем сопротивление голландцам. В 1620 году штат Бэнтен вырубил все свои перечные деревья в надежде, что голландцы оставят его с миром. Когда в 1686 году голландский купец посетил Магинданао на юге Филиппин, ему сказали: “Мускатный орех и гвоздика могли бы расти здесь, как и в Малаку, но не растут. Старый Раджа уничтожил их из страха войны с голландцами”. Похожие изречения торговец услышал о правителе Магинданао и в 1699 году: “Он запретил продолжать высаживать перец потому, что не хотел воевать с голландцами и другими властителями”. Происходила дезурбанизация, и, даже снижение численности населения. В 1635 году бирманцы перенесли свою столицу из Пегу, находящегося на побережье, вглубь острова – в Аве, что расположен вверх по реке Иравади.
Мы не знаем, как бы развивались политика и экономика стран Юго-Восточной Азии без вмешательства Голландии. Может быть, они разработали бы свой вид абсолютизма, или, они могли остаться на той же ступени развития, что и были в конце шестнадцатого века, или, возможно, их торговля расширялась все больше и больше. Но, голландский колониализм Молуккских островов коренным образом изменил экономическое и политическое развитие этих государств. Люди в Юго-Восточной Азии перестали торговать, сделали ставку на внутреннюю политику и государства стали абсолютистскими. В следующие два столетия эти страны были не в состоянии пользоваться инновациями, возникающими по ходу промышленной революции. И, в конечном счете, их отступление от торговли не спасло их от европейцев: к концу восемнадцатого века практически все они стали частью европейских колониальных империй.
Загружено переводчиком: Дарья Добрынина Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: https://yadi.sk/d/c0aCcqt0gCN3G