MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

Социализм с китайской спецификой (чать перевода первой главы книги для изд. Нестор-История) просмотров: 1323

 


Глава 1. Реформы китайского социализма


С началом политики реформ и открытости в 1978 году прошло уже 33 года. За свою историю в тридцать с лишним лет модернизация китайского социализма достигла поразительных успехов. Поэтому обращение к историческому ходу политики реформ и открытости, а также обобщение его опыта является ценным исследованием, имеющим важное практическое значение.


1. Предпосылки и зарождение политики реформ и открытости

Начало политики реформ и открытости пришлось на трудные времена, когда социализм столкнулся с серьезными проблемами и вызовами. Многочисленные левацкие ошибки, в особенности «десятилетие внутренних беспорядков» (ши нянь нэйлуань 十年内乱) в период «Великой культурной революции» (вэньхуа да гэмин 文化大革命), нанесли непоправимый ущерб Коммунистической партии и стране и привели национальную экономику Китая к катастрофе. Государство, общество и партийные структуры пребывали в полном беспорядке, китайский народ переживал тяжелые времена. В то время как развитые капиталистические страны Запада, а также некоторые развивающиеся страны переживали расцвет в развитии инновационных технологий, усиленно наращивали производственные мощности и демонстрировали тенденцию к быстрому развитию, экономический и технологический потенциал Китая все больше отставал от мирового уровня. Дэн Сяопин не только отчетливо осознавал трудное положение, в котором оказались партия и государство, но также понимал и способы выхода из кризисной ситуации: «Если сейчас же не начать проводить реформы, то дело социализма и модернизации Китая канет в Лету».[1] Продвижение в 1978 году «дискуссии о проблеме критерии истины» (чжэньли бяочжунь вэнти да таолунь 真理标准问题大讨论) Дэн Сяопином и другими революционерами старшего поколения чрезвычайно способствовало расширению границ мышления китайского народа. На фоне развернувшейся дискуссии о критерии истины в декабре 1978 года на III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва произошел величайший перелом в развитии истории строительства китайского государства: начало политики реформ и открытости (гайгэ кайфан 改革开放).


В октябре 1976 года Хуа Гофэн (华国锋), Е Цзяньин (叶剑英) и другие представители Политбюро Центрального комитета КПК провели решительные меры по устранению Цзян Цин (江青) и других представителей «банды четырех» (сы жэнь бан 四人帮), покончив, таким образом, с культурной революцией и десятилетием внутренней смуты и беспорядков в стране. Устранив хаос, порожденный культурной революцией, Центральный комитет КПК приложил максимум усилий, чтобы добиться видимых результатов в наведении порядка в государстве и партийной организации, а также в решении накопившихся государственных и общественных проблем.


Однако никаких радикальных изменений до III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва в декабре 1978 года в работе правительства и партии не происходило. Безусловно, одной из причин этого являлось объективное существование серьезных проблем после устранения хаоса, учиненного культурной революцией, таким образом, главная причина заключалась в продвижении принципа «два абсолюта» (лян гэ фаньши 两个凡是), то есть в продолжении курса культурной революции на уровне руководящей идеологии, а также в существовании некоторых других ошибок. Вопрос исправления левацких ошибок Мао Цзэдуна и, одновременно, справедливой оценки вклада Мао и его идей в историю Китая также оставался нерешенным. Правящие круги настаивали на необходимости защищать Мао Цзэдуна и полагали, что при этом нельзя исправлять и даже упоминать совершенные им ошибки, в особенности культурную революцию. 7 февраля 1977 года газеты «Жэньминь жибао» (人民日报), «Цзефанцзюнь бао» (解放军报) и журнал «Красное знамя» (хунци 红旗) опубликовали совместную редакционную статью, а которой говорилось: «Во-первых, необходимо стойко защищать абсолютно все решения, вынесенные Председателем Мао. Во-вторых, необходимо неизменно соблюдать абсолютно все указания, данные Председателем Мао» (итого «два абсолюта»). Опираясь на предложенную идеологию, невозможно было полностью скорректировать ошибки Мао Цзэдуна и выйти из кризиса, порожденного культурной революцией.


Следование левацкому курсу в официальной идеологии уже после завершения культурной революции встретило сопротивление и протесты членов партии всех уровней. Еще до своего официального восстановления на посту 10 апреля 1977 года Дэн Сяопин пишет письмо Центральному комитету партии, в котором указывает о необходимости точного и систематического изучения идей Мао Цзэдуна. В июле на III пленуме ЦК КПК десятого созыва Дэн вновь указывает на то, что понимание идей Мао Цзэдуна на уровне разрозненных фраз и предложений недостаточно, и подчеркивает необходимость тщательного изучения и использования системы взглядов Мао Цзэдуна в различных сферах работы партии и правительства. Только так, по мнению Дэна, можно предотвратить фрагментированное и искаженное понимание его идей. Позднее в своем выступлении в Центральной партийной школе Ху Яобан (胡耀邦) выдвинул два принципа, которыми необходимо руководствоваться в вопросе изучения истории партии: принцип полного и точного понимания идей Мао Цзэдуна и принцип установления практики в качестве критерия истины и верности выбранного политического курса. 11 мая 1978 года специальный обозреватель опубликовал в ежедневной газете «Гуанмин жибао» (光明日报) статью «Практика – единственный критерий истины», которая была основана на лично утвержденном Ху Яобаном издании Центральной партийной школы «Теоретические тенденции». В статье в очередной раз упоминался фундаментальный принцип марксистской теории познания: «практика – единственный критерий истины». Основываясь на фундаментальном принципе теории познания марксизма, автор статьи отметил ошибочность политического курса «два абсолюта».


За публикацией статьи последовало серьезное осуждение реформирования социализма в Китае, однако Дэн Сяопин, Ли Сяньнянь (李先念), Ло Жуйцин (罗瑞卿), Тань Чжэньлинь (谭震林) и другие революционеры старшего поколения активно поддержали авторов статей. В ответ Ху Яобан и его сотоварищи совместно написали и опубликовали несколько статей. Таким образом, по всей стране развернулать масштабная дискуссия о критерии истины. Эти обсуждения чрезвычайно раскрепостили сознание народных масс, позволили освободиться от оков левацких догм и содействовали поиску правды через факты, стимулировав глубокое изучение, исследование и анализ искривлений, не забывая при этом о неоценимом вкладе Мао в историю Китая. Таким образом, на фоне открытой дискуссии о критерии истины в декабре 1978 года на III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва произошел великий поворот в истории партии со времен основания Китайской Народной Республики.


Во-первых, вновь была сформирована идеологическая линия «поиск истины в фактах» (ши ши цюй ши 实事求是). Высоко оценив дискуссию на тему практики как единственного критерия истины, члены пленума посчитали, что она способствует раскрепощению сознания всей партии, страны и народа и установлению верной политической линии, а так же содержит глубокий исторический смысл. Подчеркнули необходимость раскрепощения сознания, поиска истины в фактах и необходимости ориентироваться на действительность. Таким образом, была восстановлена верная идеологическая линия, утвержденная в Яньане во время политической кампании «упорядочение стилей»[2] (чжэнфэн 整风).


Во-вторых, была разработана политическая стратегия по изменению акцентов в работе партии и государства. Решительно прекратили использование политического лозунга «классовая борьба как ключевое звено» (и цзецзи доучжэн вэй ган 以阶级斗争为纲), поскольку на пленуме его сочли не подходящим для периода социализма, партийное руководство разработало новую стратегию переноса центра тяжести в работе партии и внимания китайского народа на проект социалистической модернизации и осуществило «выправление ошибочного и восстановление правильного» (ба луань фань чжэн 拔乱反正) в отношении политической линии.


В-третьих, были выдвинуты основные принципы политики реформ и открытости. На пленуме постановили: «Для реализации “четырех модернизаций” (сыгэ сяньдайхуа 四个现代化), а также для значительного увеличения производительных сил требуется фундаментально изменить производственные отношения и надстройку общества, не соответствующих развитию производительных сил, необходимо изменить все, что не соответствует современному способу управления, образу жизни и образу мышления, осуществить масштабные, глубокие и революционные реформы». На пленуме также указали на необходимость «активно, взаимовыгодно и на равных условиях развивать сотрудничество в сфере экономики со всеми странами, старательно использовать мировые инновационные технологии и инновационное оборудование, а также всеми силами усиливать работу в области науки и образования, так необходимых для осуществления модернизации и реализации цели возрождения Китая своими силами».


В-четвертых, было выдвинуто требование улучшить правовое строительство социалистической демократии. Учитывая болезненные уроки культурной революции, когда правовое строительство социалистической демократии в течение длительного времени сталкивалось с разрушительными силами, на пленуме провозгласили создание всепартийного демократического централизма, чтобы надлежащим образом гарантировать демократические права членов партии и народа. На пленуме подчеркнули: «Для обеспечения народа демократией необходимо укрепить социалистическое законодательство, институализировать и легализировать демократию; для того, чтобы это устройство и право обладали огромным стабильным и продолжительным авторитетом, необходимо создать систему законов, на которую можно опираться и которой необходимо следовать. Исполнение законов должно быть строгим, а нарушение законов должно сурово караться».


В-пятых, было разрешено несколько важных касающихся истории вопросов. Осудили ошибочную политическую кампанию «Критикуй Дэна и борись с правыми» (шэньжу пипань Дэн Сяопин фаньцзи юцин фаньаньфэн 深入批判邓小平反击右倾翻案风) и оправдали инцидент на площади Тяньаньмэнь. На пленуме Дэн Сяопин был полностью реабилитирован. Приняли решение проинспектировать и исправить ложные выводы по отношению к Пэн Дэхуаю (彭德怀), Тао Чжу (陶铸), Бо Ибо (薄一波), Ян Шанкуня (杨尚昆) и других. Выдвинули необходимость руководствоваться принципом исправления ошибок по мере их обнаружения, а также принцип руководства реальными фактами при решении проблем наследия истории. Во время исправления поздних ошибок Мао Цзэдуна на пленуме было четко определено место Мао и его идей в истории Китая. Решено было отложить решение щепетильного вопроса всесторонней оценки Мао Цзэдуна и исторического опыта партии со времени образования КНР на более поздний срок и не торопиться давать историческую оценку деятельности «великого кормчего». Этот вопрос был удачно решен позднее на VI пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва в июне 1981 года в документе «Решения по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР» (гуаньюй цзяньго илай дан дэ жогань лиши вэньти дэ цзюэи 关于建国以来党的若干历史问题的决议) (сокр. «Решения по вопросам истории» гуаньюй лиши вэньти дэ цзюэи 关于历史问题的决议).


В-шестых, в процессе устранения беспорядков, учиненных культурной революцией Дэн Сяопин, Чэнь Юнь (陈云), Ху Яобан и другие сыграли важную роль, получили защиту и широкую поддержку народных масс и кадровых работников. На дополнительных выборах на пленуме Чэнь Юнь был избран членом Политбюро ЦК КПК, членом Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, Заместителем Председателя ЦК КПК, на дополнительных выборах Дэн Инчао (邓颖超), Ху Яобан и Ван Чжэнь (王震) были избраны на пост члена Политбюро ЦК КПК, члены ЦК КПК в лице Хуан Кэчэна (黄克诚) и еще 9 человек избрали Чэнь Юня на пост первого секретаря ЦК КПК по проверке дисциплины. Вслед за этим созванная сессия Политбюро ЦК избрала Ху Яобана на пост Генерального секретаря ЦК, привела в порядок повседневную работу партии, понизила Ван Дунсина (汪东兴) в должности до члена Центрального комитета. Несмотря на то, что формально обязанности председателя ЦК КПК выполнял Хуа Гофэн, начиная с VI пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва от июня 1981 года, Дэн Сяопин становится ядром руководства Центрального комитета в ведущей идеологии и удерживает в руках контроль над общим положением в стране.






[1]邓小平文选 (Избранные сочинения Дэн Сяопина), 2 том, Изд-во «Жэньминь чубаньшэ» 人民出版社, 1994 г., стр. 150.




[2] «Упорядочивание стилей» – массовая кампания по чистке партии, предпринятая Мао Цзэдуном в 1942 г. в Яньани, с целью усиления власти и отстранения конкурентов по партийной работе. (прим.пер.)



- 0 +    дата: 7 августа 2015

   Загружено переводчиком: Натали Гю Биржа переводов 01
   Язык оригинала: китайский    Источник: http://www.amazon.cn/dp/B006RC1QLM/