MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

Thinker - Charmian Gooch просмотров: 875

«Мыслитель – Чармиан Гуч»


Чармиан Гуч – сооснователь Глоубал Уитнес, организации, деятельность которой направлена на борьбу с коррупцией, – преобразовывает законодательство и вносит изменения в работу компаний по всему миру.


31 октября 2013 г. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с речью на лондонской конференции партнёрства “Открытое правительство”, где огласил решение, которое уже на протяжение трёх лет ждали борцы с коррупцией. Он сообщил участникам конференции, состоящим из государственных служащих, что нашёл способ, как раз и навсегда искоренить налоговое мошенничество и деятельность коррумпированных политиков. Он собирался внести законопроект, согласно которому все компании, расположенные в Британии, будут вынуждены занести имена своих реальных владельцев в реестр, открытый для общего доступа. «Нам необходимо выяснить, кто чем владеет и на что в действительности тратятся деньги», – заявил Кэмерон.


Того же мнения на протяжении многих лет придерживается и Чармиан Гуч. Она является сооснователем и директором Глоубал Уитнес, лондонской неправительственной организации, которую спонсирует владелец хедж-фонда и миллиардер Джордж Сорос. Главной целью компании является борьба с коррупцией в развивающихся странах. На протяжении двадцатиоднолетнего существования организации, Гуч и другие исследователи упорно работали под прикрытием и подробно изучали судебные материалы. Список побед организации включает выявление сомнительных сделок по продаже нефти в Африке, задокументирование разрушений, вызванных “красными кхмерами” и проводимыми ими лесозаготовительными работами в Камбодже. Однако самой известной кампанией стало разоблачение нелегальной продажи конфликтных алмазов, которая разожгла войну в Анголе, Либерии и Сьерра-Леоне.


Гуч и её коллеги выяснили, что фактически все дела о коррупции, расследуемые Глоубал Уитнес, объединяет одно: правонарушители прятали награбленное в бесконечном множестве фиктивных компаний, которые нельзя было отследить и которые, в сущности, представляли собой лишь почтовый ящик где-нибудь в офшорной зоне, например, на Британских Виргинских островах. По словам Гуч, открытие анонимных компаний не является преступлением, однако их единственное предназначение – скрывать нелегальные действия своего основателя-мошенника.


«Наша финансовая система попросту не справляется, и коррупционная деятельность разворачивается прямо на наших глазах, что оказывает значительное влияние на миллионы людей по всему миру. Это непредотвратимо», – считает сооснователь Глоубал Уитнес.


Начиная с 2010 г. Глоубал Уитнес сотрудничала с политическими лидерами лоббистских неправительственных организаций в Лондоне, Брюсселе и Вашингтоне. Их усилия были направлены на то, чтобы принудить компании выявить своих реальных владельцев.


Движение в сторону прозрачности, которой добивается Гуч, набирает обороты. В июле Парламент Британии приступил к обсуждению предложенного Кэмероном законопроекта, благодаря которому Великобритания может стать первым государством из стран “Большой восьмёрки”, расправившимся с так называемой “завесой секретности”, охватывающей фиктивные компании.


Страны Европейского союза в данный момент обсуждают похожий законопроект, за который можно будет проголосовать уже к концу этого года. И двухпалатный конгресс США выдвигает законопроект, согласно которому компаниям во всех 50 штатах страны придётся назвать своих реальных владельцев.


Мо Ибрагим, судано-британский бизнесмен, работающий в сфере коммуникационных технологий, заявляет о высоком риске политики прозрачности для развивающихся стран, включая те африканские страны, которые в значительной степени зависят от нефтяных сделок и сделок в горнодобывающей отрасли. Согласно данным Всемирного банка, ежегодно более одного триллиона долларов используется для взяточничества, что наносит непоправимый ущерб государственной казне. «Чтобы с этим справиться, нужно принимать незамедлительные меры, и в этом Чармиан добилась успеха», – считает господин Ибрагим. «Необходимость в фиктивных компаниях возникает лишь в том случае, если нужно скрыть личность владельца компании. Так зачем же позволять сомнительным личностям проворачивать такую сомнительную деятельность?»


Ещё с детства Чармиан, которая описывает себя как “вечный источник неприятностей”, учили критично ко всему относиться. После окончания университета в Уэльсе в 1987 г., где она изучала историю, Гуч получила такую работу, где смогла в полной мере руководствоваться принципом своей семьи – ставить под сомнение любой авторитет. Она стала исследователем в Агентстве экологических исследований, лондонской общественно-политической организации, занимающейся разоблачением браконьеров, а также предприятий, загрязняющих окружающую среду. Изучая чёрный рынок слоновой кости на Ближнем Востоке и Гонконге, Гуч ознакомилась с организационной структурой и обращением в ней денежных средств.


В 1993 г. Гуч и двое её единомышленников из Агентства экологических исследований, Саймон Тейлор и Патрик Элли, создали Глоубал Уитнес с целью разоблачения коррупционеров, наносящих ущерб окружающей среде. «Их деятельность была направлена на ограбление целых стран, – говорит Гуч, – мы попросту отстаивали права человека». Для того чтобы их организация стала функционировать, трём союзникам пришлось собирать средства с помощью случайных прохожих у входа в лондонское метро. Затем нидерландская благотворительная компания Оксфам Новиб предоставила им средства, которых оказалось достаточно для проведения первой кампании.


В 1997 г. Гуч отправилась в Анголу, где выяснила, что военные занимались добычей и незаконной продажей алмазов, а полученные средства шли на финансирование военных действий, которые начались в стране ещё в 1970-е годы. Слывя своим твёрдым характером и неумолимостью в отношении преступников, Чармиан смогла собрать информацию о канале поставок драгоценных камней государственными чиновниками и бизнесменами из Луанды в бельгийский город Антверпен – центр алмазной торговли. В сопровождении Тейлора и Элли Гуч направилась в Лиссабон, чтобы расспросить членов анти-коммунистической группы Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА) о том, что им известно о добыче драгоценного камня в Анголе.


И уже в 1998 г. Глоубал Уитнес опубликовала отчёт, в котором разоблачала преступную деятельность группы УНИТА, которая за шестилетний период нелегальной торговли алмазами заработала сумму 3,7 миллиарда долларов, использованную для финансирования военных действий. Большую часть камней УНИТА сбывала Де Бирс – люксембургской компании, которая занимается добычей, обработкой и продажей алмазов. В 2002 г. 50 государств, а также сама компания Де Бирс и другие компании-конкуренты приняли решение, в соответствии с которым они навсегда отказывались от приобретения алмазов, добытых на территории военных действий. Примечателен факт, что результаты проделанной Гуч и её командой работы легли в основу фильма “Кровавый алмаз” с Леонардо ДиКаприо в главной роли.


После этого Гуч принялась исследовать сферу нефтяных сделок. Британская нефтегазовая компания Бритиш Петролеум и другие крупные компании приобрели права на бурение скважин в прибрежной акватории Анголы после предоставления скрытых подписных бонусов правительству Анголы, возглавляемым президентом Жозе Эдуарду душ Сантушу, а также национальной ангольской нефтяной компании Сонангол. Подобные транзакции являлись для данной отрасли обычной практикой, принятой по всему миру, однако Гуч была убеждена, что вышеуказанная сделка, не получившая огласку, привела в итоге к коррупции.  В 1999 г. Глоубал Уитнес опубликовала отчёт, призывающий Бритиш Петролеум и другие крупные нефтяные компании раскрыть данные совершаемых ими сделок. «Как может парламент, СМИ или непосредственно сам народ контролировать работу правительства и проследить, куда идут деньги из государственной казны, если такая информация даже не разглашается?» – задаётся вопросом Гуч.


По словам Джона Брауна, который на то время был исполнительным директором Бритиш Петролеум, он был потрясён вышеупомянутым отчётом. С его точки зрения, именно этот отчёт положил начало политики прозрачности. В 2001 г. по распоряжению Брауна компания Бритиш Петролеум сделала заявление о том, что она выплатила подписные бонусы суммой в 111 миллионов долларов. «И данный случай не стал единичным, – говорит Браун, – мне казалось, что мы должны были информировать общественность о характере каждой из наших сделок, и нам хотелось, чтобы политику прозрачности переняли не только в нашей стране».


[…]

- 0 +    дата: 13 сентября 2015

   Загружено переводчиком: Боярович Ольга Юрьевна Биржа переводов 01
   Язык оригинала: английский    Источник: http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-09-11/corruption-fighter-gooch-tackles-abusive-shell-companies