Метод "Томатис" при аутизме просмотров: 1084
Аутизм является первазивным расстройством развития (ПРР). ПРР — это тяжелые расстройства, развивающиеся в раннем возрасте и характеризующиеся отставанием в развитии социального взаимодействия, познавательных и коммуникативных способностей, а также изменениями в них.
Согласно международной классификации болезней и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистическому учету психических заболеваний, IV пересмотр), к симптомам аутизма относятся:
- Раннее (до 3-х лет) развитие расстройств
- Серьезные трудности социального взаимодействия
- Тяжелые нарушения в развитии языковых навыков
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение и деятельность; ограниченные, повторяющиеся и стереотипные интересы
- Патологические сенсорные реакции, выражающиеся в повышенной или пониженной чувствительности.
Разумеется, метод Томатиса представляет собой лишь один из многих возможных способов помощи аутичному ребенку, и он ни в коем случае не должен рассматриваться как единственный метод.
Однако, при лечении аутизма данный метод может оказаться очень полезным, поскольку он крайне эффективно помогает аутичному ребенку на нескольких уровнях.
Прежде всего, проделывается значительная работа с материнским голосом: ребенок вновь погружается в звуковую среду материнской утробы. Это нужно для того, чтобы стимулировать в нем желание общаться.
Смысл в том, чтобы пробудить в ребенке ощущение находящихся внутри него первобытных и неразрывных связей посредством передачи материнского голоса при значительном участии костной проводимости.
Интересно наблюдать мощную силу воздействия материнского голоса: слыша его, ребенок зачастую мгновенно успокаивается; создается впечатление, что он помнит этот голос и узнает его.
Проще говоря, цель состоит в том, чтобы установить контакт с ребенком, оказывая на него стимулирующие воздействие посредством крайне специфической работы с костной проводимостью. Эта работа поможет обеспечить более четкое определение схемы тела, поскольку восприятие костной структуры создает ощущение единства всей структуры тела.
Более того, работа с костной проводимостью повысит чувствительность кожных реакций, а, значит, и ощущение тела. Такое усиление реакций кожи, вызовет, в свою очередь, большую восприимчивость ко всем вибрационным явлениям, особенно к звукам в речевом потоке.
При этом, пробуждая кожную, и, как следствие, тактильную чувствительность, мы будет стимулировать и зрительный контакт, поскольку между осязанием и зрением имеется функциональное сходство. Взгляд ребенка станет более исследующим, посредством взгляда он начнет «ощущать» окружающий мир.
Наконец, само лицо ребенка станет более выразительным, он начнет использовать невербальные способы коммуникации и овладевать ими; особенно это касается мимики.
Кроме того, поскольку костная проводимость оказывает благотворное воздействие на ухо, исчезнут или станут реже вспышки гнева, часто наблюдающиеся при повышенной или пониженной слуховой чувствительности.
На вербальном уровне, когда ребенок уже говорит, увеличивается речевая активность, а также улучшаются выразительные характеристики языка, так как более правильно используются интонационные контуры.
Наконец, такой многосенсорный метод будет крайне эффективным, поскольку слуховая стимуляция значительно увеличивает энергетические ресурсы, и, таким образом, смягчает повышенную тревожность, характерную для аутичных детей.
Подобное многосенсорное воздействие очень важно, потому что оно помогает ребенку выстроить правильное представление о собственном теле, а также отношения между телом и окружающей средой.
Синдром Аспергера, как и любая другая форма аутизма, относится к первазивным расстройствам развития (ПРР).
Однако, в отличие от аутичного ребенка, у ребенка с этим синдромом не нарушены навыки овладения языком. Более того, в первые три года жизни у ребенка не наблюдается задержки умственного развития. Интеллект ребенка в пределах нормы, часто он сочетается с хорошими навыками запоминания.
Не наблюдается паталогических сенсорных реакций, будь то повышенная или пониженная чувствительность.
С другой стороны, как и при аутизме, присутствуют трудности социального взаимодействия, сопровождающиеся повторяющимся и стереотипным поведением, а также ограниченный репертуар интересов и деятельности.
При синдроме Аспергера не наблюдается значительной задержки языкового развития, поэтому данное расстройство идентифицируют довольно поздно, когда ребенок начинает посещать детский сад — именно тогда могут проявиться трудности в социальных взаимоотношениях.
Здесь, как и в случае аутизма, важно помнить: метод Томатиса можно рассматривать лишь как одно из возможных терапевтических средств, и он должен применятся совместно с другими методами.
Загружено переводчиком: Гвритишвили Екатерина Игоревна Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: http://www.tomatis.com/ru/%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%