MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

Закон О конституционном суде просмотров: 765

Закон Республики Монголия


О Конституционном суде


8 мая 1992 года                                            город Улаанбаатар


ГЛАВА ПЕРВАЯ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО


СУДА РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ
Статья 1. Конституционный суд Республики Монголия
1. Конституционный суд Республики Монголия (далее –
Конституционный суд) является органом, полномочным осуществлять
высший надзор над исполнением Конституции, выносить заключение о
нарушениях его указаний, рассматривать и разрешать споры, гарантом
неукоснительного соблюдения Конституции.
2. Принципы, методы, формы деятельности, организационное
устройство, полномочия Конституционного суда определяются
Конституцией Республики Монголия, этим законом.
3. Споры о нарушениях Конституции разрешаются в соответствии
с законом О деятельности по рассмотрению и разрешению споров в
Конституционном суде.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
Статья 2. Основные принципы деятельности


Конституционного суда
1. Основными принципами деятельности Конституционного суда
являются подчинение Конституции Республики Монголия, ставить
превыше всего закон, соответствующий Конституции Республики
Монголия, основанность на исследованиях, нейтральность,
независимость, гласность.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
2. Какому-либо органу, должностному лицу, гражданину
запрещено вмешиваться, влиять со стороны на деятельность
Конституционного суда, его членов.


Статья 3. Порядок образования Конституционного суда
1. Из девяти членов Конституционного суда трех назначает
Великий Государственный Хурал, трех – Президент, трех – Великий
Государственный Хурал по предложению Верховного суда Республики
сроком на шесть лет и члена Конституционного суда можно
переназначать один раз.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
(Фраза этой части “и члена Конституционного суда можно
переназначать один раз” отменена постановлением Конституционного


суда No04 от 17 июня 2016 года)


2. При внесении в Великий Государственный Хурал предложения
по кандидатуре лица для назначении членом Конституционного суда
Председатель Великого Государственного Хурала на основании
заключения соответствующих постоянных комитетов издает
распоряжение, Президент – распоряжение, Верховный суд выносит
соответствующее решение на основании большинства голосов своих
членов.
3. Если Великий Государственный Хурал отказал внесенную
кандидатуру назначить членом Коституционного суда, то в течение семи
суток орган, должностное лицо, внесшие кандидатуру, в соответствии с
порядком, указанным в части 2 этой статьи, вносят кандидатуру другого
лица.
4. При назначении членом Конституционого суда на вакантное
место полномочный орган, должностное лицо, первоначально внесшие
кандидатуру выбывшего члена, вносят свою кандидатуру в течение
четырнадцати суток и Великий Государственный Хурал разрешает в
течение тридцати суток.
5. В состав Конституционного суда нельзя входить Президенту,
членам Великого Государственного Хурала, Премьер – Министру,
членам Правительства, судьям Верховного суда республики. Члену
Конституционного суда нельзя заниматься административной, партийно
– политической, коммерческой деятельностью, исполнять руководящую
работу в профессиональных союзах.


6. Если член Конституционного суда выдвигает свою
кандидатуру на выборах члена Великого Государственного Хурада,
Президента Республики Монголия, до подведения итогов выборов
полномочия члена Конституционного суда приостанавливаются.
(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)


7. Члену Конституционного суда запрещено в какой–либо форме
предварительно сообщать общественности, средствам массовой
информации своего мнения, заключения до вынесения решения
Конституционного суда о предстоящем рассмотрении в
Конституционном суде спорного вопроса или в ходе рассмотрения
Конституционным судом спорного вопроса.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 4. Член Конституционного суда
1. Членом Конституционного суда является гражданин
Республики Монголия, достигший сорока лет, с высокой юридической,
политической квалификацией, без судимости и члены Конституционного
суда равноправны.
2. Полномочия вновь или назначенного на вакантное место члена
Конституционного суда начинаются со дня назначения и продолжаются
до окончания срока полномочий.
3. Полномочия члена Конституционного суда прекращаются при
назначении Великим Государственным Хуралом следующего члена.
4. При достижении членом Конституционного суда возраста
верхнего порога несения государственной службы возможен выход на
пенсию или освобождение от должности члена Конституционного суда.
(эта часть дополнена по закону от 26 мая 2005 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


Статья 5. Гарантии полномочий члена Конституционного
суда
1. Члена Конституционного суда запрещено без разрешения
Конституционного суда подвергать аресту (в иных случаях, кроме ареста
при совершении преступления или совершения ареста на месте
преступления с доказательствами преступления), принудительно
задерживать или заключать под стражу, привлекать к уголовной
ответственности, либо в судебном порядке налагать на него
ответственность, указанную в законе О нарушениях, подвергать
осмотру, обыску его жилье, служебное помещение, его самого, изымать
его документы, личные вещи.


(в эту часть внесено изменение по закону от 04 декабря 2015


года)


2. Если член Конституционного суда причастен к преступлению,
Конституционный суд в течение четырнадцати суток после получения
предложения, решения полномочного органа рассматривает и разрешает
вопрос о приостановлении или не приостановлении его полномочий.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
3. Если суд установил, что член Конституционного суда совершил
преступление, на основании решения Коституционного суда об его
отзыве из Конституционного суда, предложения органа, первоначально
внесшего его кандидатуру, Великий Государственный Хурал может его
отозвать.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


4. До окончания срока полномочий члена Конституционного суда
запрещено освобождать, отзывать, переводить с данной должности на
другую работу на иных основаниях, кроме обращения с личным
ходатайством, вследствие состояния здоровья, либо достижении им
верхнего порога несения государственной службы, указанного в законе
О государственной службе и основаниях, указанных в части 3 этой
статьи.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
5. При освобождении члена Конституционного суда на иных
основаниях, кроме прекращения полномочий члена Конституционного
суда, достижении им верхнего порога несения государственной службы
он подлежит восстановлению на работе, которую исполнял до
назначения членом Конституционного суда, либо обеспечивается
работой с равной заработной платой. При отсутствии такой
возможности в течение 6 месяцев до трудоустройства из
государственного бюджета ему выдается пособие в размере не меньше
заработной платы, которую он получал, будучи членом
Конституционного суда, если занимается работой с меньшей заработной
платой, в течение аналогичного срока выдается пособие, равное размеру
разницы от заработной платы.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
6. При выходе лица, работавшего членом Конституционного
суда, на пенсию по старости ему можно назначить пенсию в размере,
равном 60 процентам от заработной платы члена Конституционного
суда. Пенсия выдается из фонда социального страхования.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(в эту часть внесено дополнение по закону от 22 января 1999 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 6. Председатель Конституционного суда, его


компетенция
1. Кандидатуру председателя Конституционного суда члены
Конституционного суда выдвигают из своих членов, рассматривают на
собственном заседании и выбирают лицо, набравшее тайным
голосованием большинство голосов всех членов.
2. Если на должность председателя Конституционного суда
выдвигались три и более кандидатур и при первоначальном голосовании
ни один кандидат не смог получить большинства голосов всех членов,
проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим
самое большое количество голосов и председателем Конституционного
суда выбирается лицо, получившее большинство голосов всех членов.
3. Срок полномочий председателя Конституционного суда
составляет три года и его можно один раз переизбирать.
4. Председатель Конституционного суда обеспечивает условия
деятельности Конституционного суда, назначает состав заседания
Конституционного суда, исходя из равномерного представительства
членов, распределяет работу и обязанности членов, осуществляет
контроль над исполнением, представляет Конституционный суд в
сношениях с иными органами и должностными лицами.
(в эту часть внесено изменение по закону от 02 января 2003 года)
5. По вопросам своих полномочий председатель
Конституционного суда выносит постановления, издает приказы.
6. При временном отсутствии председателя Конституционного
суда обязанности председателя Конституционного суда временно
исполняет член, проработавший самый продолжительный срок в составе
Конституционного суда, если этому требованию соответствуют
одновременно несколько членов, то самый старший член.
(редакция этой части изменена по закону от 26 мая 2005 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 7. Условия деятельности Конституционного суда
1. Конституционный суд имеет служебный аппарат. Штатное
расписание устанавливает начальник служебного аппарата


Конституционного суда в пределах бюджетной сметы, утвержденной
Великим Государственным Хуралом.
(в эту часть внесено изменение по закону от 02 января 2003 года)
2. Конституционный суд имеет печать, штамп, служебный бланк,
исполненные в соответствии с установленным порядком. Печать
Конституционного суда хранится у председателя Конституционного
суда.
3. Бюджетную смету, фонд заработной платы Конституционного
суда, размер заработной платы членов устанавливает и утверждает
Великий Государственный Хурал по предложению председателя
Конституционного суда.
4. Член Конституционного суда имеет мантию. Образец мантии
члена Конституционного суда, порядок применения утверждает Великий
Государственный Хурал.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)


ГЛАВА ВТОРАЯ


ФУНКЦИИ, КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО


СУДА


Статья 8. Осуществление высшего надзора над исполнением
Конституции
1. Конституционный суд как гарант неукоснительного
исполнения Конституции свои функции по осуществлению высшего
надзора над исполнением Конституции осуществляет путем вынесения
заключений по спорам, указанным в этой статье, повторного
рассмотрения и разрешения спорных вопросов, указанных в части 2 этой
статьи.
2. Конституционный суд рассматривает и выносит заключения по
следующим спорам о нарушении Конституции с внесением в Великий
Государственный Хурал и если Великий Государственный Хурал не
признает заключение, то Конституционный суд непризнанное
заключение рассматривает повторно и в соответствии с указанием части
3 статьи шестьдесят шестой Конституции выносит окончательное
решение:
1) о соответствии, несоответствии Конституции законов, иных
решений Великого Государственного Хурала;


2) о соответствии, несоответствии Конституции указов, иных
решений Президента;
3) о соответствии, несоответствии Конституции постановлений,
иных решений Правительства;
4) о соответствии, несоответствии Конституции международных
договоров Республики Монголия;
5) о соответствии, несоответствии Конституции решений,
вынесенных центральным избирательным органом о
всенародном референдуме;
6) о соответствии, несоответствии Конституции решений,
вынесенных центральным избирательным органом о выборах
Великого Государственного Хурала, его членов, Президента.
3. Конституционный суд рассматривает следующие спорные
вопросы о нарушении Конституции, выносит заключение и вносит в
Великий Государственный Хурал:
1) о нарушении, не нарушении Конституции Президентом;
2) о нарушении, не нарушении Конституции Председателем,
членом Великого Государственного Хурала;
3) о нарушении, не нарушении Конституции Премьер –
Министром, членом Правительства;
4) о нарушении, не нарушении Конституции Верховным судьей
Верховного суда республики, Генеральным прокурором
республики;
5) о наличии, отсутствии в законе оснований по отстранению
Президента, Председателя Великого Государственного
Хурала, Премьер – Министра, отзыву члена Великого
Государственного Хурала.
(в эту часть внесено изменение по закону от 11 ноября 2005 года)
(эта часть отменена постановлением Конституционного суда No03 от 23


марта 2016 года)


5. Если Конституционный суд вынес постановление о
несоответствии Конституции законов, указов, иных решений Великого
Государственного Хурала, Президента, решений Правительства,
международных договоров Республики Монголия, решений
центрального избирательного органа и Великий Государственный Хурал


признал решение о несоответствии, либо Конституционный суд при
повторном рассмотрении спорного вопроса вынес решение о
несоответствии Конституции, то соответствующий закон, указ,
ратификация, решение отменяются полностью или отменяются их
противоречащая статья, часть, указание.
6. Решение Конституционного суда вступает в силу с момента
вынесения.
(редакция этой статьи изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 9. Рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений
граждан
1. По вопросам нарушения Конституции граждане присылают в
Конститиуционный суд заявления и сообщения.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
2. Граждане оформляют свои заявления и сообщения письменно,
где следует точно указать свое имя, адрес, кто, когда, в какой форме
нарушил какое указание Конституции. Анонимные заявления и
сообщения Конституционный суд не принимает.
3. Заявления и сообщения граждан член Конституционного суда
рассматривает в течение четырнадцати суток и если указанные в них
вопросы не являются спорами о нарушении Конституции или не
относятся к юрисдикции Конституционного суда, дает обоснованный,
определенный ответ подателям заявлений и сообщений.
4. При необходимости член Конституционного суда может
передать заявления и сообщения для разрешения в соответствующие
органы и извещает об этом подателелей заявлений и сообщений.
Статья 10. Обращение в Конституционный суд с
ходатайством
1. Великий Государственный Хурал, Президент, Премьер –
Министр, Верховный суд республики, Верховный прокурор республики
свое ходатайство о рассмотрении и разрешении спора о нарушении
Конституции оформляют письменно и в котором следует отразить
следующие сведения:
1) адрес, должность ходатайствующего лица;
2) адрес, должность лица, нарушившего Конституцию или
вынесшего решение, противоречащее Конституции;


3) какое указание Конституции нарушены деятельностью,
утвержденными правовыми актами, вынесенными решениями
соответствующего органа, должностного лица;
4) содержание ходатайства, доказательства, имеющие значение в
разрешении спора, иные обстоятельства.
2. (это указание считается недействительным по закону от 03
октября 1997 года );
3. Верховный суд республики свое ходатайство выносит на
основании большинства голосов всех членов, участвовавших в
заседании.
(нумерация этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)


ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ИНОЕ


(наименование этой главы изменено по закону от 01 мая 1997


года)


Статья 11. (эта статья считается недействительной по закону от
01 мая 1997 года)


Статья 12. Принципы производства по рассмотрению и


разрешению споров
1. В иных случаях, кроме указанных в законе, при
рассмотрении и разрешении споров Конституционный суд
придерживается принципов гласного, непосредственного и
непрерывного производства, равноправия сторон, свободной
состязательности, коллегиальности в рассмотрении, мажоритарности
при вынесении объективного решения в неукоснительном соответствии
с этим законом.
(статьи 13 – 21 считаются недействительными по закону от
01 мая 1997 года)


Статья 22. Последствия вынесения решения о


несоответствии Конституции
1. Объявление Конституционным судом недействительным
законов, указов, иных решений Великого Государственного Хурала,
Президента, решений Правительства, международных договоров
Республики Монголия, решений центрального избирательного органа, а
также предыдущих решений Конституционного суда не является
прямым основанием для разрешения причиненного ущерба, вопросов


иных последствий вследствие данных законов, указов, решений,
договоров. Повторное рассмотрение дела согласно соответствующему
законодательству в рамках решения Конституционного суда возможно
исключительно при установлении обстоятельств, смягчающих
ответственность, указанную в Уголовном кодексе, законе О нарушениях.
(в эту часть внесено изменение по закону от 04 декабря 2015 года)
2. Вопросы устранения ущерба, причиненного государству,
гражданам, организациям, иных последствий вследствие
несоответствующих Конституции законов, указов, иных решений
Великого Государственного Хурала, Президента, а также решений
Правительства, международных договоров Республики Монголия,
решений центрального избирательного органа, рассматривают и
разрешают органы, должностные лица, утвердившие, издавшие,
вынесшие, заключившие и ратифицировавшие данные законы, указы,
иные решения, договоры либо в данный момент суд в соответствии с
законодательством.


Статья 23. Ответственность, налагаемая на лиц,


препятствующих деятельности Конституционного суда
(в эту часть внесено изменение по закону от 17 апреля 1995 года)
(эта статья считается недействительной по закону от 04 декабря
2015 года)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАЛОГО ХУРАЛА
РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ
Р.ГОНЧИГДОРЖ
СЕКРЕТАРЬ МАЛОГО ХУРАЛА
РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ Б.ЧИМИД


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ


О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ


8 мая 1992 года город
Улаанбаатар


ГЛАВА ПЕРВАЯ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО


СУДА РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ
Статья 1. Конституционный суд Республики Монголия
1. Конституционный суд Республики Монголия (далее –
Конституционный суд) является органом, полномочным осуществлять
высший надзор над исполнением Конституции, выносить заключение о
нарушениях его указаний, рассматривать и разрешать споры, гарантом
неукоснительного соблюдения Конституции.
2. Принципы, методы, формы деятельности, организационное
устройство, полномочия Конституционного суда определяются
Конституцией Республики Монголия, этим законом.
3. Споры о нарушениях Конституции разрешаются в соответствии
с законом О деятельности по рассмотрению и разрешению споров в
Конституционном суде.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
Статья 2. Основные принципы деятельности


Конституционного суда
1. Основными принципами деятельности Конституционного суда
являются подчинение Конституции Республики Монголия, ставить
превыше всего закон, соответствующий Конституции Республики
Монголия, основанность на исследованиях, нейтральность,
независимость, гласность.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
2. Какому-либо органу, должностному лицу, гражданину
запрещено вмешиваться, влиять со стороны на деятельность
Конституционного суда, его членов.
Статья 3. Порядок образования Конституционного суда
1. Из девяти членов Конституционного суда трех назначает
Великий Государственный Хурал, трех – Президент, трех – Великий
Государственный Хурал по предложению Верховного суда Республики
сроком на шесть лет и члена Конституционного суда можно
переназначать один раз.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


(Фраза этой части “и члена Конституционного суда можно
переназначать один раз” отменена постановлением Конституционного


суда No04 от 17 июня 2016 года)


2. При внесении в Великий Государственный Хурал предложения
по кандидатуре лица для назначении членом Конституционного суда
Председатель Великого Государственного Хурала на основании
заключения соответствующих постоянных комитетов издает
распоряжение, Президент – распоряжение, Верховный суд выносит
соответствующее решение на основании большинства голосов своих
членов.
3. Если Великий Государственный Хурал отказал внесенную
кандидатуру назначить членом Коституционного суда, то в течение семи
суток орган, должностное лицо, внесшие кандидатуру, в соответствии с
порядком, указанным в части 2 этой статьи, вносят кандидатуру другого
лица.
4. При назначении членом Конституционого суда на вакантное
место полномочный орган, должностное лицо, первоначально внесшие
кандидатуру выбывшего члена, вносят свою кандидатуру в течение
четырнадцати суток и Великий Государственный Хурал разрешает в
течение тридцати суток.
5. В состав Конституционного суда нельзя входить Президенту,
членам Великого Государственного Хурала, Премьер – Министру,
членам Правительства, судьям Верховного суда республики. Члену
Конституционного суда нельзя заниматься административной, партийно
– политической, коммерческой деятельностью, исполнять руководящую
работу в профессиональных союзах.


6. Если член Конституционного суда выдвигает свою
кандидатуру на выборах члена Великого Государственного Хурада,
Президента Республики Монголия, до подведения итогов выборов
полномочия члена Конституционного суда приостанавливаются.
(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
7. Члену Конституционного суда запрещено в какой–либо форме
предварительно сообщать общественности, средствам массовой
информации своего мнения, заключения до вынесения решения
Конституционного суда о предстоящем рассмотрении в
Конституционном суде спорного вопроса или в ходе рассмотрения
Конституционным судом спорного вопроса.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


Статья 4. Член Конституционного суда
1. Членом Конституционного суда является гражданин
Республики Монголия, достигший сорока лет, с высокой юридической,
политической квалификацией, без судимости и члены Конституционного
суда равноправны.
2. Полномочия вновь или назначенного на вакантное место члена
Конституционного суда начинаются со дня назначения и продолжаются
до окончания срока полномочий.
3. Полномочия члена Конституционного суда прекращаются при
назначении Великим Государственным Хуралом следующего члена.
4. При достижении членом Конституционного суда возраста
верхнего порога несения государственной службы возможен выход на
пенсию или освобождение от должности члена Конституционного суда.
(эта часть дополнена по закону от 26 мая 2005 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


Статья 5. Гарантии полномочий члена Конституционного
суда
1. Члена Конституционного суда запрещено без разрешения
Конституционного суда подвергать аресту (в иных случаях, кроме ареста
при совершении преступления или совершения ареста на месте
преступления с доказательствами преступления), принудительно
задерживать или заключать под стражу, привлекать к уголовной
ответственности, либо в судебном порядке налагать на него
ответственность, указанную в законе О нарушениях, подвергать
осмотру, обыску его жилье, служебное помещение, его самого, изымать
его документы, личные вещи.


(в эту часть внесено изменение по закону от 04 декабря 2015


года)


2. Если член Конституционного суда причастен к преступлению,
Конституционный суд в течение четырнадцати суток после получения
предложения, решения полномочного органа рассматривает и разрешает
вопрос о приостановлении или не приостановлении его полномочий.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
3. Если суд установил, что член Конституционного суда совершил
преступление, на основании решения Коституционного суда об его
отзыве из Конституционного суда, предложения органа, первоначально


внесшего его кандидатуру, Великий Государственный Хурал может его
отозвать.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)


4. До окончания срока полномочий члена Конституционного суда
запрещено освобождать, отзывать, переводить с данной должности на
другую работу на иных основаниях, кроме обращения с личным
ходатайством, вследствие состояния здоровья, либо достижении им
верхнего порога несения государственной службы, указанного в законе
О государственной службе и основаниях, указанных в части 3 этой
статьи.
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
5. При освобождении члена Конституционного суда на иных
основаниях, кроме прекращения полномочий члена Конституционного
суда, достижении им верхнего порога несения государственной службы
он подлежит восстановлению на работе, которую исполнял до
назначения членом Конституционного суда, либо обеспечивается
работой с равной заработной платой. При отсутствии такой
возможности в течение 6 месяцев до трудоустройства из
государственного бюджета ему выдается пособие в размере не меньше
заработной платы, которую он получал, будучи членом
Конституционного суда, если занимается работой с меньшей заработной
платой, в течение аналогичного срока выдается пособие, равное размеру
разницы от заработной платы.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
6. При выходе лица, работавшего членом Конституционного
суда, на пенсию по старости ему можно назначить пенсию в размере,
равном 60 процентам от заработной платы члена Конституционного
суда. Пенсия выдается из фонда социального страхования.
(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)
(в эту часть внесено дополнение по закону от 22 января 1999 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 6. Председатель Конституционного суда, его


компетенция
1. Кандидатуру председателя Конституционного суда члены
Конституционного суда выдвигают из своих членов, рассматривают на


собственном заседании и выбирают лицо, набравшее тайным
голосованием большинство голосов всех членов.
2. Если на должность председателя Конституционного суда
выдвигались три и более кандидатур и при первоначальном голосовании
ни один кандидат не смог получить большинства голосов всех членов,
проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим
самое большое количество голосов и председателем Конституционного
суда выбирается лицо, получившее большинство голосов всех членов.
3. Срок полномочий председателя Конституционного суда
составляет три года и его можно один раз переизбирать.
4. Председатель Конституционного суда обеспечивает условия
деятельности Конституционного суда, назначает состав заседания
Конституционного суда, исходя из равномерного представительства
членов, распределяет работу и обязанности членов, осуществляет
контроль над исполнением, представляет Конституционный суд в
сношениях с иными органами и должностными лицами.
(в эту часть внесено изменение по закону от 02 января 2003 года)
5. По вопросам своих полномочий председатель
Конституционного суда выносит постановления, издает приказы.
6. При временном отсутствии председателя Конституционного
суда обязанности председателя Конституционного суда временно
исполняет член, проработавший самый продолжительный срок в составе
Конституционного суда, если этому требованию соответствуют
одновременно несколько членов, то самый старший член.
(редакция этой части изменена по закону от 26 мая 2005 года)
(редакция этой части изменена по закону от 19 января 2016 года)
Статья 7. Условия деятельности Конституционного суда
1. Конституционный суд имеет служебный аппарат. Штатное
расписание устанавливает начальник служебного аппарата
Конституционного суда в пределах бюджетной сметы, утвержденной
Великим Государственным Хуралом.
(в эту часть внесено изменение по закону от 02 января 2003 года)
2. Конституционный суд имеет печать, штамп, служебный бланк,
исполненные в соответствии с установленным порядком. Печать
Конституционного суда хранится у председателя Конституционного
суда.


3. Бюджетную смету, фонд заработной платы Конституционного
суда, размер заработной платы членов устанавливает и утверждает
Великий Государственный Хурал по предложению председателя
Конституционного суда.
4. Член Конституционного суда имеет мантию. Образец мантии
члена Конституционного суда, порядок применения утверждает Великий
Государственный Хурал.


(эта часть дополнена по закону от 01 мая 1997 года)


ГЛАВА ВТОРАЯ


ФУНКЦИИ, КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО


СУДА


Статья 8. Осуществление высшего надзора над исполнением
Конституции
1. Конституционный суд как гарант неукоснительного
исполнения Конституции свои функции по осуществлению высшего
надзора над исполнением Конституции осуществляет путем вынесения
заключений по спорам, указанным в этой статье, повторного
рассмотрения и разрешения спорных вопросов, указанных в части 2 этой
статьи.
2. Конституционный суд рассматривает и выносит заключения по
следующим спорам о нарушении Конституции с внесением в Великий
Государственный Хурал и если Великий Государственный Хурал не
признает заключение, то Конституционный суд непризнанное
заключение рассматривает повторно и в соответствии с указанием части
3 статьи шестьдесят шестой Конституции выносит окончательное
решение:
1) о соответствии, несоответствии Конституции законов, иных
решений Великого Государственного Хурала;
2) о соответствии, несоответствии Конституции указов, иных
решений Президента;
3) о соответствии, несоответствии Конституции постановлений,
иных решений Правительства;
4) о соответствии, несоответствии Конституции международных
договоров Республики Монголия;


5) о соответствии, несоответствии Конституции решений,
вынесенных центральным избирательным органом о
всенародном референдуме;
6) о соответствии, несоответствии Конституции решений,
вынесенных центральным избирательным органом о выборах
Великого Государственного Хурала, его членов, Президента.
3. Конституционный суд рассматривает следующие спорные
вопросы о нарушении Конституции, выносит заключение и вносит в
Великий Государственный Хурал:
1) о нарушении, не нарушении Конституции Президентом;
2) о нарушении, не нарушении Конституции Председателем,
членом Великого Государственного Хурала;
3) о нарушении, не нарушении Конституции Премьер –
Министром, членом Правительства;
4) о нарушении, не нарушении Конституции Верховным судьей
Верховного суда республики, Генеральным прокурором
республики;
5) о наличии, отсутствии в законе оснований по отстранению
Президента, Председателя Великого Государственного
Хурала, Премьер – Министра, отзыву члена Великого
Государственного Хурала.
(в эту часть внесено изменение по закону от 11 ноября 2005 года)
(эта часть отменена постановлением Конституционного суда No03 от 23


марта 2016 года)


5. Если Конституционный суд вынес постановление о
несоответствии Конституции законов, указов, иных решений Великого
Государственного Хурала, Президента, решений Правительства,
международных договоров Республики Монголия, решений
центрального избирательного органа и Великий Государственный Хурал
признал решение о несоответствии, либо Конституционный суд при
повторном рассмотрении спорного вопроса вынес решение о
несоответствии Конституции, то соответствующий закон, указ,
ратификация, решение отменяются полностью или отменяются их
противоречащая статья, часть, указание.
6. Решение Конституционного суда вступает в силу с момента
вынесения.
(редакция этой статьи изменена по закону от 19 января 2016 года)


Статья 9. Рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений
граждан
1. По вопросам нарушения Конституции граждане присылают в
Конститиуционный суд заявления и сообщения.
(редакция этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)
2. Граждане оформляют свои заявления и сообщения письменно,
где следует точно указать свое имя, адрес, кто, когда, в какой форме
нарушил какое указание Конституции. Анонимные заявления и
сообщения Конституционный суд не принимает.
3. Заявления и сообщения граждан член Конституционного суда
рассматривает в течение четырнадцати суток и если указанные в них
вопросы не являются спорами о нарушении Конституции или не
относятся к юрисдикции Конституционного суда, дает обоснованный,
определенный ответ подателям заявлений и сообщений.
4. При необходимости член Конституционного суда может
передать заявления и сообщения для разрешения в соответствующие
органы и извещает об этом подателелей заявлений и сообщений.
Статья 10. Обращение в Конституционный суд с
ходатайством
1. Великий Государственный Хурал, Президент, Премьер –
Министр, Верховный суд республики, Верховный прокурор республики
свое ходатайство о рассмотрении и разрешении спора о нарушении
Конституции оформляют письменно и в котором следует отразить
следующие сведения:
1) адрес, должность ходатайствующего лица;
2) адрес, должность лица, нарушившего Конституцию или
вынесшего решение, противоречащее Конституции;
3) какое указание Конституции нарушены деятельностью,
утвержденными правовыми актами, вынесенными решениями
соответствующего органа, должностного лица;
4) содержание ходатайства, доказательства, имеющие значение в
разрешении спора, иные обстоятельства.
2. (это указание считается недействительным по закону от 03
октября 1997 года );


3. Верховный суд республики свое ходатайство выносит на
основании большинства голосов всех членов, участвовавших в
заседании.
(нумерация этой части изменена по закону от 01 мая 1997 года)


ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ИНОЕ


(наименование этой главы изменено по закону от 01 мая 1997


года)


Статья 11. (эта статья считается недействительной по закону от
01 мая 1997 года)


Статья 12. Принципы производства по рассмотрению и


разрешению споров
1. В иных случаях, кроме указанных в законе, при
рассмотрении и разрешении споров Конституционный суд
придерживается принципов гласного, непосредственного и
непрерывного производства, равноправия сторон, свободной
состязательности, коллегиальности в рассмотрении, мажоритарности
при вынесении объективного решения в неукоснительном соответствии
с этим законом.
(статьи 13 – 21 считаются недействительными по закону от
01 мая 1997 года)


Статья 22. Последствия вынесения решения о


несоответствии Конституции
1. Объявление Конституционным судом недействительным
законов, указов, иных решений Великого Государственного Хурала,
Президента, решений Правительства, международных договоров
Республики Монголия, решений центрального избирательного органа, а
также предыдущих решений Конституционного суда не является
прямым основанием для разрешения причиненного ущерба, вопросов
иных последствий вследствие данных законов, указов, решений,
договоров. Повторное рассмотрение дела согласно соответствующему
законодательству в рамках решения Конституционного суда возможно
исключительно при установлении обстоятельств, смягчающих
ответственность, указанную в Уголовном кодексе, законе О нарушениях.
(в эту часть внесено изменение по закону от 04 декабря 2015 года)
2. Вопросы устранения ущерба, причиненного государству,
гражданам, организациям, иных последствий вследствие


несоответствующих Конституции законов, указов, иных решений
Великого Государственного Хурала, Президента, а также решений
Правительства, международных договоров Республики Монголия,
решений центрального избирательного органа, рассматривают и
разрешают органы, должностные лица, утвердившие, издавшие,
вынесшие, заключившие и ратифицировавшие данные законы, указы,
иные решения, договоры либо в данный момент суд в соответствии с
законодательством.


Статья 23. Ответственность, налагаемая на лиц,


препятствующих деятельности Конституционного суда
(в эту часть внесено изменение по закону от 17 апреля 1995 года)
(эта статья считается недействительной по закону от 04 декабря
2015 года)


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАЛОГО ХУРАЛА
РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ
Р.ГОНЧИГДОРЖ
СЕКРЕТАРЬ МАЛОГО ХУРАЛА
РЕСПУБЛИКИ МОНГОЛИЯ Б.ЧИМИД

- 0 +    дата: 26 февраля 2018

   Загружено переводчиком: Равдан Баяр Биржа переводов 01
   Язык оригинала: монгольский    Источник: https://www.google.mn/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiIpcD15cHZAhVEJZQKHeUaAgsQFgg0MAE&url=http%3A%2F%2Flegalinfo.mn%2Flaw%2Fdetails%2F365%3Flawid%3D365&usg=AOvVaw2