Перевод статьи журнала National Geographic просмотров: 2429
"Титаник" разваливается на части
Экспедиция намерена запечатлеть остатки кораблекрушения в формате 3-D и оценить как долго ещё сможет просуществовать остов этого разбитого судна.
Свисающая с кормовых перил Титаника ржавчина разъедает гниющие останки затонувшего парохода (фото).
Фотография сделана Эмори Кристафом, журнал «Нэшнл Джиографик»
Брайан Хэндуэрк
для Нэшнл Джиографик Ньюз (National Geographic News)
Опубликовано 18 августа 2010 года
Королевское Почтовое Судно"Титаник"покоится под волнами с 15 апреля 1912 года, однако сразу после кораблекрушения пассажирский лайнер скрылся из вида до 1985 года, когда был заново найден в акватории Северо-Атлантического океана (фотографии повторного обнаружения "Титаника").
В настоящее время исследователи утверждают, что легендарный лайнер окружен мощными течениями и осажден питающимися металлом микроорганизмами. Возможно, что даже человеческая халатность способствует исчезновению судна.
"Титаник" разваливается на части
Исследователи уже задокументировали обвалившуюся внутрь крышу, разрушающиеся палубы, кормовую часть, находящуюся в критическом состоянии. Также исчезла наблюдательная мачта "Титаника", откуда Фредерик Флит увидел печально известный айсберг. (Смотрите визуализацию столкновения "Титаника" с айсбергом, получения пробоин и затопления.)
"У каждого есть свой ответ на вопрос о том, как долго "Титаник" останется в неизменном состоянии", - заявляет исследователь независимого Института океанографии Вудс Хоула (Woods Hole Oceanographic Institution, Массачусетс) Билл Ланж.
"Некоторые полагают, что кормовая часть судна разрушится в течение одного-двух лет", - утверждает Ланж. "Другие заявляют, что на разрушение уйдут сотни лет".
Во главе с Биллом Ланжем, специалистом в области геодезического определения базисов, воскресным днем новая экспедиция отправилась в плавание из города Сент-Джонс (остров Ньюфаундленд) за 560 км от судна, погружённого на глубину 3,8 км. (Карта кораблекрушения)
Цель экспедиции: сохранить "Титаник" в его нынешнем состоянии, окончательно определить, насколько уцелел остов затонувшего корабля и оценить сроки возможного разрушения.
"Мы пытаемся собрать достоверные данные от людей, способных сделать соответствующие выводы," - утверждает Билл Ланж.
(по теме:"«Титаник» был найден в ходе секретной миссии военно-морского флота во время Холодной войны"").
Техническая сторона экспедиции
За 20 дней экспедиция "Титаник" для беспрецедентного археологического анализа будет использовать дистанционно-управляемые аппараты. В районе обследования, протяженностью 3-5 км, находятся обе части «Титаника». Между носовой и хвостовой частями судна, разделившегося надвое ещё до потопления, сейчас около пяти сотен метров.
Для отображения трёхмерной модели тысячи фотографий и видео высокого разрешения объединяются с акустическим и гидролокационным отображениями данных, что позволяет ученым и исследователям тщательно ознакомиться с объектом. (Ознакомьтесь с фотографией кораблекрушения "Титаника").
Организаторы утверждают, что некоторые фотографии отображают ранее не показанные части "Титаника". Другие, ранее сделанные фотографии, помогут экспертам установить степень износа поверхностей «Титаника».
Экспедиция "Титаник" будет собирать достоверные данные. Например данные толщины корпуса судна и толщину исследуемых стальных платформ.
Кроме того, ученые будут производить наблюдение за окружающей водной средой чтобы проследить за возможным воздействием на фауну и флору океана - главную причину разрушения "Титаника".
На "Титанике" уже наблюдалась коррозия
Пол-Генри Наржеолет, один из руководителей экспедиции "Титаник", с 80-90 годы участвовал в более чем 30 погружениях и видел все изменения своими глазами.
В период между 1987 и 1993 годами, Наржеолетом было отмечено, что металлические полы, как и прогулочная палуба, подвергаются процессу коррозии. Во время погружения в 90-е годы Пол-Генри увидел, что смотровая мачта, прежде прикрепленная к основной, исчезла. Очевидно, что мачта разломилась на части и опустилась на дно ("Интерактивная диаграмма разрушений “Титаника”).
"В некоторых местах я наблюдал большие изменения, тогда как в других - почти ничего не произошло", - поделился своими впечатлениями Наржеолет, директор по подводным исследованиям коммерческой корпорации Королевского Почтового Судна "Титаник", поднявшей со дна экспонаты для выездных выставок.
"Например, во время затопления, хвостовая часть судна была наиболее повреждена и сейчас большая её часть разрушена", - заявляет Пол-Генри. "Носовая часть судна сохранилась в наибольшей степени и выглядит значительно лучше".
Какие микроорганизмы поедают "Титаник"?
На дне океана "Титаник" подвержен влиянию совокупности процессов.
С одной стороны 270 метровый корабль - это разрастающийся мир флоры и фауны океана. Моллюски в восторге от дерева Титаника, кишащего микроскопическими бактериями и плесенью.
Поскольку микробы пожирают "Титаник", они образуют замкнутое биологическое игло-подобное сообщество многослойной ржавчины. Ещё в 1996 году, по оценкам микробиолога и ветерана экспедиции Роя Кулимора, на носовой части "Титаника" (смотреть изображение), насчитывалось около 650 тонн многослойной ржавчины. С тех пор коррозия только продолжила рост как снаружи, так и внутри останков кораблекрушения.
Многослойная ржавчина также могла заразить древесину мачты, разрушение которой через один-два года, по оценкам Кулимора, могло бы стать причиной её разрушения. Рой Кулимор - основатель биотехнологической компании «Реджина», входящей в состав канадской корпорации «Дройкон Биоконцептс Корпорейшн».
Рой Кулимор отмечает, что: "верхняя прогулочная палуба тоже медленно крошится и, при нынешних темпах, через пару десятилетий может под давлением обрушиться.
"Для создания "Титаника", - как утверждает Кулимор, -"люди получали железо из железной руды, переплавляя его в сталь". В настоящее время "паразиты" съедают слой стали и некоторое количество биомассы многослойной ржавчины проникает в "первичное железо" - неочищенное железо, не подвергнувшееся коррозии.
Значительная часть корродированного металла поступает в океан и естественным образом оказывается в системе кровообращения животных или в растениях, нуждающихся в железе для фотосинтеза.
Даже если бы многослойной ржавчины не существовало, то корпус "Титаника" разрушился бы самостоятельно, в следствие участия сплавов в гальванической реакции.
Свинец, бронза, латунь, и другие металлы, используемые при строительстве "Титаника", удерживают электроны лучше железа, преимущественно используемого в стальном остове судна.
Когда железо, в солёной воде, взаимодействует с одним из перечисленных металлов, то переходящие в другие металлы электроны, ускоряют процесс коррозии. Данные приведены согласно Национальному управлению океанических и атмосферных исследований США.
Течения. Люди обращаются с "Титаником" неправильно?
В ночь катастрофы поверхность Северо-Атлантического океана выглядела мрачновато-спокойной, однако сильные и непредсказуемые донные течения внесли свою лепту в кораблекрушение.
Наржелеот из корпорации Королевского Почтового Судна "Титаник" утверждает, что: "Течения без конца меняют своё направление". "Подобное движение "туда-обратно", "туда-обратно" схоже с тем, как ураган, на протяжении нескольких часов, теребит деревья в одну сторону, потом ещё несколько часов в другую. И наконец, дерево погибает.
"Ещё пару лет назад я заметил несколько отверстий в палубе ", - утверждает Рой. "Сейчас эти малые отверстия, превратились в дыры: течения курсируют туда-обратно 24 часа в сутки."
Возможно, люди тоже вносят свой вклад в разрушение лайнера, своим присутствием меняя изначальный облик этого места.
Тысячи артефактов были спасены на законных основаниях, однако, бесчисленное количество произведений искусства было украдено. Останки "Титаника" посещали
учёные, съёмочные группы, туристы. Все они оставляли за собой мусор. (Читайте:
"Титаник" Кинорежиссёры снимают кораблекрушение в "3D" [ 2003 год].)
Более того, океанский исследователь Роберт Баллард, заново открывший "Титаник" в
1985 году, как и многие другие ученые согласился с тем, что подводные аппараты
вследствие приземлений и случайных столкновений наносят. "Экспедиция «Титаник»", -
по словам одного из руководителей проекта Дэвида Галло, - "не допустит подобных
ошибок".
"Соблюдая все возможные меры предосторожности, подводные аппараты изучат район
кораблекрушения. Субмарины не повредят исторический остов или не допустят
столкновения, губительного как для "Титаника", т ак и д ля д орогостоящего
оборудования," - заявил Галло, начальник управления специальных программ Института
Океанографии Вудс Хоула.
"Мы будем крайне осторожны", - заявил Галло. "Всё это сравнимо с обычной операцией
или с исследовательской хирургией: Всегда существует определенный риск, но мы
сделаем всё возможное. Постараемся гарантировать, что не внесём изменений, кроме тех,
которые происходят естественным путём".
Экспедиция "Титаник" может также обнаружить существенные доказательства
разрушений из-за антропогенного фактора. Большинство подобных доказательств
воспринималось с насмешкой", - поделился с нами Дэвид Галло. Во ходе этого
исследования будут установлены: глубина погружения, длина кабелей и данные о других
расходных материалах, которые в конечном счёте должны быть демонтированы.
Весомые доказательства разрушений "Титаника"
Экспедиция "Титаник" соберет череду весомых доказательств коррозии благодаря
специальным стальным пластинам, похожих на маленькие стремянки. Пластины были
затоплены в 1998 году, поэтому претерпели те же разрушительные изменения, что и
"Титаник".
Поскольку ученым доподлинно известна первоначальная толщина платформ, это позволит
исследователям точно оценить скорость разрушения металла на месте кораблекрушения
"Титаника". "Если по-существу, то мы собираемся выяснить толщину стальных пластин,"
- заявил микробиолог Кулимор.
Ориентировочная оценка темпов утонения стали позволит учёным рассчитать сколько ещё
"Титаник" сможет находиться в приемлемом состоянии.
Расхитители сокровищницы "Титаник"?
Кроме Океанографического института Вудс Хоула в обработке накопленных данных
участвуют несколько ведущих научных организаций. Однако соответствующее
финансирование и исключительные права на спасение "Титаника" принадлежат
корпорация Королевского Почтового Судна.
Вопрос о спасении "Титаника" обсуждался, между открывателем Баллардом и критиками, в течение двадцати лет. (по
теме: "Извлечение артефактов с "Титаника" вызовет бурную полемику.")
По словам Балларда, район кораблекрушения "Титаника" должен быть "сакральным
местом", где в воде утонули команда и более 1500 пассажиров. "Вместо этого
исследователи-спасатели, туристы и кинорежиссёры "превратили происходящее в шоу
кривляк на местной ярмарке","- поделился своими мыслями Баллард. (узнайте больше от
эксперта Балларда в статье журнала Нэшнл Джиографик "Почему исчезает "Титаник"?")
Однако участники экспедиции "Титаник" утверждают, что не собираются поднимать
предметы искусства. "Единственное сокровище, которое мы будем искать, так это
сокровище разума," – заявил один из руководителей проекта Галло. "И уж точно мы не собираемся поднимать на борт ничего, кроме информации".
"Даже если это правда, находки экспедиции могут подкинуть дровишек в пламя дискуссии о спасении пассажирского лайнера," - признал Галло.
"Если в ближайшее время мы выясним причину разрушения корпуса, полагаете мы займемся поиском артефактов??" – вопрошающе заявил Галло.
"Думаете мы допустим естественное разрушение?" - продолжил он. "Или же мы сохраним наследие, подняв некоторые части со дна океана?"
"Титаник": Видео игра?
Когда речь заходит о «Титанике», существует по крайней мере один пункт, по которому каждый может согласиться.
"Я не знаю никого, кто сказал бы: "Посмотри, а ведь"Титаник" выглядит лучше, чем когда-либо"," - сказал Дэвид Галло. "Мы знаем, что старение - это одна из наиболее присуще человеку, и не стоит оставлять эту проблему без внимания".
"Экспедиция "Титаник" - это первая попытка, с применением скрупулёзных подсчётов, добыть научные данные для понимания скорости протекания и сущности процессов на затонувшем корабле", - добавил Дэвид. "Это систематический подход тщательного отбора проб и вычерчивания карт".
Галло надеется, что результаты трёхмерной археологической модели будут сопровождаться видео-игрой, представляя таким образом технологию, позволяющую людям по всему миру исследовать кораблекрушение самостоятельно.
Конечно же, когда-нибудь настанет день и от легендарного пассажирского лайнера не останется ничего кроме компьютерной модели.
Загружено переводчиком: Кайль Евгений Андреевич Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: https://dl.dropbox.com/u/41568782/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0/Titanic%20Is%20Falling%20Apart.pdf