Гипермаркеты уходят в прошлое? просмотров: 1486
На этой неделе, торговая сеть Best Buy отчиталась о доходах в первом квартале 2012, и хотя цифры превзошли ожидания аналитиков Уолл Стрит, чистый доход упал на 25% по сравнению с прошлым годом. Не только скудные доходы сотрясают наибольшего национального ретейлера в последнее время. Шесть недель тому назад, компанию покинул исполнительный директор Брайен Данн (Brian Dunn) под предлогом ненадлежащего отношения к женской половине персонала.
Хотя сексуальные скандалы хороши для заголовков, но уход Данна – это лишь отвлекающий маневр по сравнению с реальными проблемами Best Buy. Падение доходов на четверть вызывает вопрос у мудрецов: может это один из шагов по дороге к закату феномена гипермаркетов.
Это может казаться парадоксальным для тех из нас, кто не связан близко с работой супермаркетов. В конце концов, не крупные ли гипермаркеты только закончили вытеснение из бизнеса семейных магазинчиков гигантским выбором и изумительной эффективностью сети поставщиков? Ответ на этот вопрос – да, они это сделали, но рынок изменяется очень быстро в наше время и ситуация, сложившаяся в 2000-х, не обязательно сохранится в 2010-х.
Так что же заставляет магазины типа Best Buy стремительно угасать? Одно слово: Amazon. Особенностью гипермаркетов типа Best Buy, было получение большой прибыли в течение последних 20 лет путем предложения огромного выбора товаров по самым низким ценам. Но сейчас нет возможности конкурировать с интернет ритейлерами типа Amazon на сложившихся ранее условиях. Что ещё хуже для Best Buy, так это феномен выставочных залов. Покупатели приходят в магазин, знакомятся с товаром, получают консультацию, а потом идут домой, и заказывают эту продукцию в интернете по более низкой цене. Это чрезвычайно расстраивает планы представителей традиционной торговли, потому что даёт ощутимое преимущество интернет продавцам. Значительная доля рынка уходит к их конкурентам, торгующим в сети.
Так какой план финансового оздоровления у Best Buy? Во вторник в разговоре с аналитиками, временный исполнительный директор Майк Микан (Mike Mikan) признал, что к текущим рыночным условиям “не только мы были не готовы”, и сказал, что представит конкретный план действий в ближайшие месяцы. Он также наметил ориентировочные направления для своей фирмы, которые, как он надеется, помогут выйти из создавшейся ситуации. Он хочет увеличить онлайн торговлю своей фирмы, резко уменьшить складские помещения существующих гипермаркетов и открыть сеть новых небольших магазинов, сориентированных на определенную группу товаров, например, на мобильные телефоны.
План примерно соответствует тому, что несколько месяцев назад предлагали аналитики. Фархад Манжу (Farhad Manjoo) объяснял в Slate в прошлом месяце, что Best Buy нужно радикально уменьшить свои магазины и объем товаров, сосредоточившись на том, что действительно будет работать в сложившейся ситуации. Он пишет:
Поддержание большого выбора стоит больших затрат и изначально отдаёт преимущество сетевым конкурентам. Показывая слишком много телевизоров на торговых полках, Best Buy, по сути, является выставочным залом для Amazon: потенциальные покупатели могут прийти в магазин, выбрать товар, и пойти домой, и сделать покупку понравившегося товара через интернет. В то же время, существует “парадокс выбора” – идея в том, что предложение покупателю огромного выбора имеет тенденцию к обескураживанию и запутыванию последних. Что не редко приводит к тому, что они покидают магазины без покупок. Хотя эта теория спорна, тем не менее, безудержный успех розничных магазинов Apple доказывает, что для небольшой линейки продуктов не нужны огромные залы. Зачем долго бродить по залу, в котором расставлено 30 ноутбуков, если нужен один?
Но даже следование подобной Apple бизнес-модели может быть недостаточно для спасения Best Buy. Возможно, сила электронной коммерции и предложенные технологии слишком велики, чтобы эффективно с ними конкурировать и отстоять право на существование гипермаркетов. Джон Бекус (John Backus), владелец венчурной компании и компаньон New Atlantic Ventures, кажется, думает, что дело обстоит именно так. Он написал в блоге, что мы входим в “окончание розничной торговли 2.0”. Первая волна заката розничной торговли, пишет Бекус, включала провал больших медиа ритейлеров - Borders, Blockbuster и Tower Records. Интернет доказал, что является более эффективным для поставки медиа контента. Вторая волна будет включать продавцов электроники и других небольших специфических товаров. Согласно Бекусу, магазины от Radio Shack до Staples будут искать себя в более уменьшенном виде, если не уйдут с рынка полностью. Что касается Best Buy, интернет торговля сделает его бизнес не рентабельным. Бекус пишет:
“Бытовая техника не является предметом частых покупок. Видеоигры перемещаются в облако. Домашние кинотеатры отходят на второй план… мы можем продолжать обновлять домашние телевизоры каждые 3-5 лет, но все чаще и чаще мы смотрим фильм и телепередачи с экранов настольных и планшетных компьютеров, мобильных устройств. Поэтому покупка второго и третьего телевизора вопрос мало перспективный. Находящаяся внутри автомобиля электроника: GPS навигатор, спутниковое радио, DVD проигрыватели и HD радио скоро быстро исчезнут, уступая место встроенным смартфонам на передней панели”.
Интеграция приборов – другая сила, которая может нанести самый тяжелый удар по продавцам электроники. Если один прибор, будет рассчитан на выполнение множества задач, то продавцы электроники реализовывать такое количество товара, которое бы позволило оправдать накладные расходы.
Но не только гипермаркеты последуют за вымершим дронтом. Ретейлеры, предлагающие широкий спектр товаров должны быть в состоянии парировать электронную коммерцию предлагая товары первой необходимости, как бакалейные магазины. По этой причины, Бекус видит Walmart и Target, как представителей последней волны заката гипермаркетов.
Так, может рано предсказывать полное искоренение гипермаркетов, пришедших для определения пригородного ландшафта. Ситуация на рынке дает ясно понять, что со многими из них будет покончено. И очень странно, как предсказывают ученые мужи, что небольшие семейные магазинчики, которые сосредоточатся на обслуживании клиентов и экспертизе товаров, заменят гигантов. Десять лет тому назад, наблюдалась обратная рокировка.
Загружено переводчиком: Владимирский Юрий Александрович Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: http://business.time.com/2012/05/24/are-we-witnessing-the-death-of-the-big-box-store/