MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

Protected Carrier Vehicles просмотров: 2146

Защищенные транспортные средства
MRAP – следующее поколение


В связи с увеличением количества смертей американских военных в Ираке было создано семейство боевых бронированных машин MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) с целью повышения выживаемости личного состава при СВУ атаках и засадах. Не существует общего дизайна машин MRAP, несколько производителей выпускают конкурирующие изделия.


Самодельные взрывные устройства (СВУ) остаются основным оружия войны на афгано-пакистанском ТВД, в Ираке и других военных операциях; они применяются во все возрастающем масштабе при организации на дорогах засад военных и снабженческих колонн в самых различных и изощренных формах и размерах. За 2010 год СВУ ранили или убили 7800 солдат коалиции.
В то время как количество атак СВУ уменьшились на 37% с августа 2010 года (при увеличении в Гелманде и других районах) благодаря усилению воздушного наблюдения и другим мерам, в январе 2011 года произошло 215 атак СВУ, в которых были ранены или убиты солдаты. Число заложенных СВУ за этот период также осталось на уровне 1300 - 1500 в месяц.
Талибан и иракские повстанцы постоянно повышали мощность устройств, изготавливая все более крупные и мощные бомбы; от среднего СВУ весившего 12 кг или менее в мае 2008 года за несколько месяцев их масса выросла примерно до 230 – 680 кг массы ВВ, что позволяет уничтожать новое поколение машин MRAP.
А размер – это еще не все: тактические приемы, методы и способы террористов также включают небольшие, простые и дешевые противопехотные бомбы с не определяемыми неметаллическими компонентами; это позволяет развертывать в самых разных местах большее число легко скрываемых устройств. Последовательная цепочка СВУ и бомб, инициируемая легким датчиком, также обходит многие контрмеры.


Противодействие СВУ
В связи с этим исключительно важна защита своих сил транспортных колонн в движении, что вступает в противоречие с подвижностью тяжело бронированных машин. Основной защитной контрмерой стали машины MRAP. Они развивались в несколько этапов с целью защиты войск от постоянно увеличивающейся мощности вооружения, например снарядоформирующих зарядов, которые в июне 2004 – феврале 2007 годов убили в Ираке около 170 американских солдат и ранили 620. Тоже самое относится и к до сих пор популярному РПГ.
Отсутствие постоянных дорог, в основном в Афганистане, сильно ограничивало защищенную мобильность и маневренность войск, которые постоянно подвергались засадам с мощными СВУ. Американское минобороны искало решения этой проблемы с самого начала развертывания MRAP в Афганистане в 2008 году. Американские войска кроме как RG-31 MRAP и бронированных HMMWV имели небольшой выбор «легких средств». После развертывания на ТВД машин MASTIFF класса MRAP, британские войска получили на вооружение менее защищенную, но высокоманевренную, повышенной проходимости колесную JACKAL от Supacat и шведскую гусеничную сочлененную машину BvS10 VIKING.


Элементы дополнительной защиты
В настоящее время машины дополнены специально сконструированными элементами для движения по пересеченной местности в Афганистане и уменьшения последствий подрыва на СВУ. Более старые варианты MRAP не соответствовали защите от СВУ, но новые машины MRAP имеют большой дорожный просвет, V-образный корпус для отклонения взрывной волны и более толстую броню для противодействия осколкам. Машины оборудованы радиоглушителями, а некоторые имеют подверхностный радиолокатор. Тяжелые катки, установленные впереди машины, подрывают нажимные мины-ловушки, спрятанные под дорожным полотном.
Броня из многослойного стекла также защищает танки от СФЗ, перенаправляя его кинетическую энергию буквально вдоль слоев за счет эффекта "паутины" (разрушение в стороны и вертикально). Слой стекла может быть необходим только для останова одного отстрелянного СФУ, по крайней мере, пока повстанцы не адаптируются к этим новым контрмерам. Более легким решением в перспективе является "плазменный щит," когда пространство заполняется плазмой (электрически заряженный или ионизированный газ), а затем она ограничивается магнитным полем.


Классы MRAP
Класс машин MRAP разделен на три категории, которая описывает массу и размеры машины.
Категория 1 (MRAP-MRUV)
Минозащищенная универсальная машина MRUV (Mine Resistant Utility Vehicle) меньше, легче и создана для городских операций. Машины MRAP Cat 1 заказанные или стоящие в настоящее время на вооружении:
- BAE CAIMAN 4x4,
- BAE OMC RG-31,
- BAE RG-33 4x4,
- Force Protection COUGAR H 4x4,
- International MAXXPRO, и
- Textron M1117 GUARDIAN.
Категория 2 (MRAP-JERRV)
Общая машина разминирования быстрого реагирования JERRV (Joint Explosive Ordnance Disposal (EOD) Rapid Response Vehicle) создана для таких задач как возглавление конвоев, перевозка войск, медпомощь, нейтрализация ВВ и инженерное обеспечение боевых подразделений. Машины Cat 2 MRAP заказанные или стоящие на вооружении:
- BAE CAIMAN 6 x 6,
- BAE RG-33L 6 x 6,
- Force Protection COUGAR HE 6 x 6,
- GDLSRG-31E,
- International MAXXPRO XL,
- Oshkosh Truck/Thales Australia BUSHMAS-TER IMV, и
- Protected Vehicles Inc GOLAN.
Категория 3
Специальная функция расчистки мин и СВУ. Вмещает шесть человек.
- Force Protection BUFFALO MRV.


Машины M-ATV – следующее поколение
Первые варианты, созданные для иракского театра были массой от 18143 до 36287 кг, считались тяжелыми и громоздкими для афганской неразвитой дорожной сети; не редки были случаи переворачивания MRAP во время операций в провинции Гельманд.
В связи с этим после напряженного конкурса по замене устаревшего MRAP был изготовлен облегченный вариант, Oshkosh M-ATV, весящий около 25000 фунтов (11339 кг). За право производства машины следующего поколения боролись компании BAE Systems, General Dynamics, Force Protection, Navistar и Oshkosh. M-ATV, впервые развернутая в октябре 2009 года, базируется на MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement - замена на войсковое транспортное средство средней грузоподъёмности), целью ее создания является идеальное сочетание подвижности и хорошей защиты. MRAP Категории I и II, и M-ATV были определены в качестве боевых колесных машин.
Потребности в категории M-ATV были и остаются огромными. Около $3,3 миллиарда было отложено для заказа 5244 машин M-ATV для: американской армии (2598), американской морской пехоты (1565), командования силами специальных операций (643), американских ВВС (280) и флота (65), плюс 93 тестовых машины. По имеющимся данным на конец июня 2010 года более чем 8500 MRAP были отправлены в Афганистан, свыше 3500 из которых относятся к классу M-ATV. К 6 января 2011 года по данным американского минобороны 13624 машины MRAP были поставлены в Афганистан, включая более 6500 моделей M-ATV.
Системы бронирования и подвеска, установленные на Oshkosh M-ATV, были реализованы на 5000 существующих MRAP и примерно 10000 MTVR.


 RG-31 Mk5 NYALA – это универсальный, минозащищенный БТР 4 x 4, классифицированный минобороны как Cat 1 MRAP, производимый в ЮАР компанией Land Systems OMC, подразделением BAE Systems. Он базируется на БТР MAMBA от TFM Industries. RG-31 имеет V-образный цельносварной несущий корпус и большой дорожный просвет, типичных для южноафриканских минозащищенных машин, что обеспечивает защиту от стрелкового оружия и мин. Mk 5 был продан в ОАЭ


Вариации на тему
В декабре 2010 года компании Navistar, Oshkosh и General Dynamcs Land Systems (GDLS) Canada обеспечили себе заказы стоимостью почти один миллиард долларов на дополнительные варианты MRAP, включая 175 машин International MAXXPRO DASH оборудованных независимой подвеской DXM для морской пехоты и 250 MAXXPRO в категории MRAP-эвакуационная машина. Компания Oshkosh на сегодняшний день получила заказы, по меньшей мере, на 8400 машин и компания продолжает изучать новые потенциальные решения для M-ATV. Предлагаемые в настоящее время варианты включают универсальную машину M-ATV, созданную для поддержки операций пополнения запасов и M-ATV Multi-Mission Vehicle (MMV), предлагаемую в качестве разведывательной платформы, ракетной установки и командирской машины.
Машины MRAP жизненно важны для защиты сил и специальных сил во всех странах, где террористы и СВУ являются широко распространенной угрозой. Турция разработала свой первый бронированный автомобиль MRAP для борьбы с угрозами, исходящими от курдов. Машина KAYA 4 x 4 изготавливаемая турецким автопроизводителем Otokar, прошла минно-взрывные испытания по стандарту НАТО, включая ходовые испытания на различных рельефах.
БТР M1117 Armored Security Vehicle (ASV) от компании Textron Marine & Land Systems является базовой моделью ASV, он находится в производстве и в боевой эксплуатации. Этот патрульный вариант используется для защиты конвоев и военной полицией американской армии. M1117 ASV вошел в производство в 1999 году, общий объем текущих контрактов составляет более 2700 машин. M1117 ASV были развернуты в Ираке, Афганистане, Германии и Косово с американской армией и выполняют такие задачи как защита конвоев, боевое патрулирование и обеспечение безопасности баз.
Американская армия разработала M1200 ARMORED KNIGHT для обеспечения повышенной живучести по сравнению с нынешним M707 KNIGHT (KNIGHT на базе HMMWV). Стоящий на вооружении групп наблюдения за полем боя с помощью лазерных устройств в бронетанковых и пехотных бригадах американской армии, БТР ARMORED KNIGHT сочетает проверенный ASV с модернизирующим комплектом M707 KNIGHT Mission Equipment Package (МЕР).


Компания Navistar Defense получила контракт стоимостью $183 миллиона на санитарные машины DASH MRAP
Компания Navistar Defense, LLC объявила 5 мая 2011 года о том, что она получила заказ на поставку 250 санитарных машин International MAXXPRO DASH с независимой подвеской DXM стоимостью $183 миллиона. Заказ от командования американской морской пехотой на машины MRAP подпадает под существующий контракт с неопределенным сроком поставки и это девятый основной вариант MRAP разработанный компанией Navistar.
Санитарный MAXXPRO DASH – это новейший вариант MRAP, и заказ на него последовал за ноябрьским и декабрьским заказами для компании Navistars на машины MAXXPRO DASH и MRAP-эвакуационная машина. Компания впервые показала свой санитарный вариант DASH Ambulance на выставке AUSA в октябре 2010 года в качестве комплекта модернизации для существующих вариантов Maxxpro.
Машина включает удобную в обращении систему носилок также как защищенное рабочее пространство для медиков и пациентов. Это решение в комбинации с независимой подвеской DXM помогает бригаде медицинской помощи преодолевать пересеченную местность для выполнения своей задачи. Компания Navistar в настоящее время обслуживает парк более чем из 8000 машин MAXXPRO.


Развертывание
Что касается европейского континента, бронированная разведывательная машина FENNEK производится германо-голландским консорциумом; БТР PIRANHA V был приобретен Швейцарией; AMV (Armoured Modular Vehicle) 8 x 8 Финляндией; и БТР BOV-M Словенией.
В апреле 2011 года немецкое агентство по оборонным закупкам заказало в компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW) 39 защищенных машин DINGO 2 GE, которые были развернуты в ноябре 2011 года Бундесвером в Афганистане. На машине установлен дистанционно управляемый боевой модуль FLW 100/FLW 200 для обеспечения точных и эффективных действий из-под брони машины, даже на высокой скорости или на пересеченной местности. Машины DINGO также имеют жесткий верх в задней части машины, он заменил общий брезентовый тент для грузовой платформы.
Компания BAE Systems из ЮАР разработала RG31, минозащищенный БТР 4 x 4 в своем стандартном варианте Mk.5 специально созданном ля противодействия СВУ и минам; он впервые поступил на вооружение в начале 2006 году. Машина может вместить экипаж из 10 человек, 9 солдат и водитель, она имеет запас хода 900 км, боевую массу 17000 кг, включая грузоподъемность 3700 кг. Она отличается высокой мобильностью, простотой обслуживания и кондиционированием для повышения комфорта. Ее основными вариантами являются универсальная машина и БТР. И как другие модели она имеет V-обазный монококковый (несущий) цельносварной корпус.
Американские войска имеют на вооружении свыше 2100 машин Mk.5 и Mk.5E, а канадская армия 75 машин RG31 Mk.3. Обе страны развернули RG-1 Mk.5 в Ираке и Афганистане в качестве взрывоустойчивых патрульных машин, а также бронированных универсальных и командирских машин, вариантов наблюдения и санитарных машин.
ОАЭ имеют на вооружении 76 машин Mk.5 с 2007 года. В общей сложности 100 машин Mk.5E были поставлены в испанскую армию в 2009 году. В феврале компания BAE Systems совместно с GDLS Canada выиграла контракт стоимостью более $130 миллионов для проведения модернизаций по повышению живучести и мобильности машин RG31 стоящих на вооружении. Комплекты модернизации включают силовой блок повышенной мощности, компоненты новой подвески и раздаточные коробки.
Многоцелевая универсальная машина AMPV (Armoured Multi Purpose Vehicle), разработанная совместно компаниями Rheinmetall и KMW, специально создана для нерегиональных операций и соответствует полному спектру требований по мобильности и надежности. Пассажирский отсек может быть быстро оснащен дополнительной броней в ответ на угрозы высокой интенсивности. Высокая эргономика машины позволяет перевозить пять человек в комфортных условиях. Ее продвинутые пулестойкие окна сочетают превосходный обзор с максимальной защитой. Технологии мощного климат-контроля и фильтрации ОМП гарантируют продолжительную боевую устойчивость.
Уникальный в своем классе новейший вариант БТР FUCHS (Лиса) от Rheinrnetall отличается высоким уровнем защиты от стрелкового оружия, наземных мин и СВУ. Отличающаяся значительной грузоподъемностью, машина может быть сконфигурирована под огромное число задач и высоко оценивается пользователями за чрезвычайную надежность. При оборудовании новейшей командно-информационной системой машина может участвовать в сетевых операциях. С целью повышения боевой эффективности на FUCHS 1A8 может быстро установить дистанционно управляемый боевой модуль.


 Кугуары (COUGAR) и другие звери


Свыше 1300 машин COUGAR производства американской компании Force Protection получат независимую подвеску Oshkosh TAK-4, временная мера для машин уже находящихся в эксплуатации, например грузовиков морпехов MTVR, для того, чтобы улучшить их внедорожную проходимость. В компании Oshkosh заявляют, что AK-4 повысит скорость машины на 250% по сравнению с такой же машиной с зависимой подвеской без ухудшения плавности движения.
Семейство средних взрывозащищенных машин COUGAR производилось в 4-колесной (бывший COUGAR H) и 6-колесной (бывший COUGAR HE) компоновке. Они могут быть сконфигурированы для перевозки войск (до 12 в 6 х 6), обезвреживания взрывоопасных предметов (4 человека и большой робот в варианте 4 х 4), в варианты: командирский, артиллерийский тягач, эвакуационный и санитарный. В настоящее время серийная машина COUGAR стоит $800000 за штуку.
Машины COUGAR постепенно сменили свои функции, от специализированных инженерных и разминирования к патрульным, проверки маршрутов и возглавления конвоев. В дополнение к стальным пластинам, керамике и конструкции корпуса с целью повышения защищенности COUGAR может быть вооружена, установленными на крыше пушками малого калибра.
Другие модели (разминирования BUFFALO, патрульные CHEETAH, OCELOT и JAMMA) предназначены для различных оперативных нужд. Также имеется модели для особых требований других стран (WOLFHOUND, MASTIFF, RIDGEBACK, ILAV BADGER). Поступили заказы из Великобритании, Канады, Франции, Венгрии, Польши (заимствование у США), Италии, Ирака и Йемена.
Машина CHEETAH является продуктом компаний Force Protection и General Dynamics, имеет собственную массу всего 6363 кг и в настоящее время оценивается американской морской пехотой. BUFFALO MRAP, также производства Force Protection, - это специализированная машина для расчистки маршрутов от обнаруженных мин и СВУ. COUGAR наряду с машиной разминирования BUFFALO применялись для расчистки иракских дорог от СВУ.
В настоящее время BUFFALO стоит на вооружении британских войск (200 машин), также как Канады и Франции. Как и другие модели MRAP она имеет V-образный корпус для отклонения взрывной волны СВУ. Заявляется, что она выдерживает взрыв 21 кг в тротиловом эквиваленте под любым колесом или 14 кг под корпусом. Машины, задействованные в боевых районах, оборудованы решетчатыми экранами для дополнительной защиты от снарядов РПГ. Для неразорвавшихся предметов у BUFFALO имеется шарнирная гидравлическая роботизированная рука с дневной/ночной видеокамерой, она позволяет экипажам исследовать все, что находится в пределах досягаемости этой руки.


Ослабление взрыва
На выставке International Armoured Vehicles в Лондоне в феврале 2011 года машиностроительная компания Creation показала защищенную платформу ZEPHYR SRV массой 7,5 тонн с интегрированными системами, например противовзрывными сиденьями. Также был показана трехосная модификация, сконфигурированная как транспортер личного состава.
В марте компания SKYDEX Technologies, Inc подписала многомиллионное соглашение с компанией Oshkosh Defense на поставку дополнительной противовзрывной защиты для 2875 машин Oshkosh M-ATV с дополнительной защитой мест водителя, стрелка и командира в передней части машины. Технология ослабления взрыва от SKYDEX была протестирована в соответствии со стандартами и ограничениями защиты НАТО STANAG 4569, и при этом было выявлено, что она значительно снижает вероятность травм нижних конечностей за счет уменьшения силы взрывной волны, воздействующей на личный состав, находящийся на борту бронированной машины. Тесты показали, что при силе типичного взрыва 12 м/с добавление настила SKYDEX значительно снижает риск повреждений примерно до 10%.


 Броня и другие улучшения


Для защиты от СФЗ и другого бронебойного вооружения при сохранении полной грузоподъемности система бронирования машины M-ATV, разработанная компаниями Oshkosh Defense и Plasan North America, состоит из нескольких высокопрочных материалов, в основном из керамической композиционной брони.
Комплекты решетчатой брони могут защитить солдата при атаках РПГ на наземные машины. Компания BAE Systems получила контракт от американской армии на $11 миллионов на производство комплектов решетчатой брони L-ROD для машин RG-31 MRAP командования управления жизненным циклом бронетанкового командования и примерно 2500 комплектов стали стандартными для армейских машин BUFFALO EOD MRAP Class III, COUGAR MRAP Category I и II, и RG-3 MRAP Category I. Система L-ROD прикручивается на болты машины без сварки или резки, а ее модульная конструкция позволяет быстро ремонтировать ее в полевых условиях.
Одним из направлений компании RUAG является разработка и производство систем защиты для бронированных машин от баллистических угроз. Компания RUAG Land Systems защищает машины высокотехнологичными системами защиты. Для этого RUAG разработала комплексы защиты крыши RoofPRO, защиты бортов SidePRO и минной защиты MinePRO.
На машинах в настоящее время установлено оборудование по обнаружению оптических систем, оптических прицелов и биноклей, ассоциируемых со снайперами. SLD 500, производства французской компании Compagnie Industrielle des Lasers (CILAS) может устанавливаться на фиксированной установке, треноге или неподвижной машине.
Улучшения могут стать результатом фактического опыта полученного в полевых условиях. Два американских солдата из батальона обеспечения 101-ой воздушно-десантной дивизии изобрели новый бампер-“толкач” для M-ATV, которая прежде при расталкивании других машин получала повреждения капота, радиатора и других частей. Обзорность над бампером была крайне необходима для водителя, она влияла на безопасность и маневренность, и крепление сетки от РПГ вокруг бампера должна быть решена. Солдатам также был необходим доступ к капоту для обслуживания и ремонта двигателя. Самой большой проблемой были места крепления бампера без влияния на конструкцию машины или повреждения любых других частей. "Мы пришли с лучшей конструкцией которая монтируется к более прочным местам так что она может быть снята с бампера и не повредит ничему в машине," сказал один из изобретателей. Около 100 бамперов поставлено в подразделения по всему Афганистану.


MRAP-Lite?
Примерно 5000 машин MRAP в Афганистане, как заявили в Управление подотчетности правительства США больше не эксплуатируются из-за их размера и массы. Они слишком большие и громоздкие для выполнения боевых задач. Американская армия заявила в 2010 году о необходимости разработки "Ultra-Lite MRAP (сверхлегкий MRAP)", предназначенной для замены HMMWV и которая может стоить десятки миллиардов долларов.
После модернизации ряда машин MRAP новой подвеской с несомненно удовлетворительными результатами для американской морской пехоты, переоснащение может теперь рассматриваться в качестве более рентабельной альтернативы для других родов войск, что означает возможную избыточность программ MRAP, M-ATV и JLTV (лёгкий тактический автомобиль) и фактических потребностей морской пехоты в M-ATV. Американский конгресс одобрил дополнительные $1,2 миллиарда для закупки MRAP, также была утверждена бюджетная заявка минобороны на 2011 год объемом $3,4 миллиарда на приобретение машин MRAP.
MAXXPRO DASH от Navistar сохраняет систему жизнеспособности установленную на всех вариантах Maxxpro MRAP, одновременно она имеет лучшую мобильность более легкой, меньшей по габаритам машине, оптимизированной для операций в Афганистане. Отличительными особенностями модернизации являются меньший радиус поворота и больший коэффициент крутящего момента к массе, ведущие к заметному улучшению мобильности. Машина MAXXPRO DASH также способна принять комплекс дополнительного бронирования. Обслуживаемость и ремонтопригодность максимизированы при сохранении высокой степени унифицированности компонентов всех вариантов MAXXPRO.


Эффективны ли они против СВУ?
Баланс между тяжелой защитой от СВУ и повышенной мобильностью при постоянно меняющемся рельефе местности остается весьма неустойчивым. Если машины класса MRAP были слишком тяжелыми для временных и часто горных дорог Афганистана, то Oshkosh M-ATV имеет массу вдвое меньше массы средней машины MRAP, но при этом некоторые военнослужащие задаются вопросом, если они могут в достаточной мере защитить транспортные колонны в районах усеянных СВУ, например в провинциях Нангархар или Кандагар, могут ли они благополучно выдержать взрыв такой же мощности.
В марте 2011 года в 161-ом разведывательном дивизионе запретили своим солдатам использовать M-ATV после того как, по меньшей мере, 4 солдата погибли в машинах M-ATV в 2010 году. Специалисты по уничтожению боеприпасов из этого дивизиона начали изучать, как M-ATV вели себя при подрыве на крупных СВУ. Проблема была в массе машины и днище, поглощающем энергию взрыва.
Имеются и другие моменты. Солдаты, которые были убиты СВУ, могли погибнуть, когда находились в пешем патруле, а не в боевых машинах. С другой стороны канадские командиры жаловались неофициально на то, что американские войска «перевозят на себе» слишком много брони, что препятствует взаимодействию с местными жителями.

- 0 +    дата: 7 октября 2012

   Загружено переводчиком: Мерзляков Вячеслав Юрьевич Биржа переводов 01
   Язык оригинала: английский    Источник: Armada, July/ 2011 p.23 - 30