Выставка муранского стекла в Историческом музее просмотров: 1797
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МУРАНСКОГО СТЕКЛА ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ПАЛАЦЦО ДИ ВЕНЕЦИЯ
Коллекция изделий из стекла включает в себя около 150 экспонатов, датируемых XV-XIX вв. и произведённых в мастерских и на фабриках разных стран, от Мурано в Италии и немецких стеклодувных цехов до персидских и китайских стекольных фабрик.
Большая часть экспонатов поступила в собрание музея в 1933 году, когда Энрикетта Тауэр Вёртс завещала Итальянскому государству свою большую и разнородную коллекцию, в которую помимо стекла вошли картины, пастели на бумаге, изделия из дерева, керамики, фарфора, гобелен, веера, мебель, серебро. Экспонаты этой коллекции были приобретены дарительницей и её мужем, дипломатом Джорджем Вёртсом, во время посольских поездок.
Остальные экспонаты, представленные на выставке, были приобретены на рынке антиквариата в конце 1920-х гг. Тогда Комитет по реставрационным работам музея Палаццо Венеция, действовавший с 1924 по 1929 гг., по желанию главы правительства того времени Бенито Муссолини, преобразовал покои папы Павла II Барбо (1464-71) в резиденцию фашистского правительства.
В коллекции Муранского стекла представлены изделия, предназначенные для различных нужд. Прежде всего, это предметы домашнего обихода: бокалы, ампулы, пузырьки, чаши с ручками, кувшины для воды, графины. Также представлены экспонаты более сложного исполнения, такие как сосуд для святой воды и две люстры огромных размеров - замечательные образцы мастерской работы стеклодувов XVIII века.
На выставке представлены пять графинов и восемь бокалов и сервиз, состоящий из графина и шести бокалов. Экспонаты датируются XVI - XIX веками, и создают далеко не исчерпывающую картину творчества самого главного центра стеклодувного производства Италии.
1) Графин с двумя ручками
Производство: о. Мурано, Венеция
Неокрашенное (бесцветное стекло), гравировка шлифовальным кругом
24x18 см
Дар Э. Вёртс (1933)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция, инв. № 8960/2
Этот графин, идущий в паре со вторым сходным предметом, хранящимся в том же музее, но не представленным на выставке (инв. № 8960/1) - это репродукция XIX века
простейшего графина эпохи Возрождения. Графин представляет собой сферу с удлинённым горлышком.
Этот экспонат, с ручками и выпуклыми украшениями, выполненными на раскалённом стекле в процессе выработки. Графин отличается высокой степенью прозрачности стекла и способом нанесения гравировки, изображающей виноградные грозди, лодки и лебедей. Эта муранская техника состоит в следующем: стеклянная нить в раскалённом виде накладывается на поверхность предмета, а затем при помощи щипцов ей придаётся волнистый вид.
2) Графин в форме клепсидры
Производство: о. Мурано, Венеция
XVI век
Бесцветное стекло
4x12 см
Дар Э. Вёртс (1933)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 8066
Этот графин является типичным образцом графина XVI века из венецианского стекла и имеет особенную форму - клепсидры. Корпус украшен круглым узором с растительным мотивом и вертикально нисходящими декоративными выпуклыми элементами. Горлышко небольшого размера.
В музее Палаццо ди Венеция хранятся ещё два графина, идентичных экспонируемому; один из бесцветного стекла (инв.№ 8067), второй из стекла красного цвета (инв. № 7449).
3) Бокал с крылышками
Производство: о. Мурано, Венеция
Начало XVIII века.
Бесцветное стекло, алмазное гранение, аппликации из стеклянной пасты голубого цвета (кобальт)
17x 8 см
Дар Э. Вёртс (1933)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 7903/2
Этот вид бокала начал распространяться с конца XVI века. Чаша в форме усечённого конуса украшена изображениями птиц, цветов, выгравированных на прозрачном стекле. Ножка бокала декорирована крылышками голубого цвета, отделана гребенчатым узором, заканчивается гравированным основанием в форме диска. Среди главных декоративных элементов - два небольших кольца, гладкие пояски, которые составляют собой самый обычный центральный узел.
Техника алмазного гранения была введена в практику в 1534 году мастером Винченцо ди Анджело даль Галло, который благодаря ей приобрёл известность в Венеции в середине XVII века. Эта техника заключается в лёгком прорезании поверхности застывшего стекла, что позволяет стеклодуву приблизить степень прозрачности стекла к степени прозрачности гравировки. В конце XVI века изделия, гравированные таким способом, не уступали в ценности искусству кружевоплетения, бывшему в то время очень престижным в Венеции.
В этом музее хранится ещё один похожий на этот экспонат, выполненный из стекла красного цвета. На выставке не представлен (инв. № 7903/1). Оба бокала включены в каталог 1948 года (Hermanin 1948 сс. 391-392).
4) Графин декорированный аппликациями из стеклянных нитей
Производство: о. Мурано, Венеция
XVI век
Бесцветное стекло
24 х 4 см
Дар Э. Вёртс (1933)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 8131
Типичный венецианский графин из стекла украшен изображениями, схожими с декоративными элементами другого экспоната, представленного на выставке (Графин в форме клепсидры инв. № 8066). Аппликация представляет собой обычные выпуклые шнурки, соединённые со сферами с растительным мотивом. Широкая, почти сферическая, нижняя часть уравновешивается высоким горлом в верхней части изделия. Вытягивание горлышка стеклодув выполнял следующим образом ускоренное вращение трубки с раскалённой стеклянной массой и потому податливой. Такое вращение и возникающая от него центробежная сила позволяет комку первичной рабочей материи, называемому муранскими мастерами «грушей» приобретать нужную ремесленнику длину. В музее Палаццо ди Венеция хранится экспонат, идентичный экспонируемому, но меньше его по размеру и красного цвета (инв. № 8128).
5) Бокал с крылышками и расширяющейся чашей
Производство: о. Мурано, Венеция
XVI век
Бесцветное стекло, аппликации из стеклянной пасты голубого цвета (кобальт)
18,5 x 9 см
Приобретение Комитета по реставрационным работам музея Палаццо Венеция (1928)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10901
Бокал на высокой ножке с колоколообразной чашей, без декоративных элементов. Особенность этого изделия состоит в том, что ножка спиралевидная ножка состоит из трёх узлов и по бокам украшена крылышками с гребенчатой отделкой. Одно из крылышек не полностью цельное, в то время как под чашей оно имеет вид короны с округлым и завершениями. Бокалы подобного рода, имеющие название «крылатых», «с крылышками», «со змейками» в немецком названии «flügelglaser» в конце XVI - XVII веке имели огромный успех в Европе, особенно в Голландии и Нидерландах, где, названные «à la façon de Venise», они изготавливались местными мастерами и многими эмигрантами из Венеции. Именно по причине такого широкого распространения этой техники современным историкам практически не под силу отличить одно производство от другого.
6) Бокал с сетчатым узором
Производство: о. Мурано, Венеция
XVI век
Стекло, белая филигрань и халцедон. h. 15,5 см
Приобретение Луонго (приобретено у Луонго?) (1937)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10025
Il calice, Бокал «стремящийся кверху», с чашей конусообразной формы в верхней части, (или расширяющейся кверху?) на ножке из халцедона (стеклянной массы с многоцветными прожилками, полученной путём добавления компонентов различных металлов) с тончайшими белыми и красными жилками чередующимися с сеточкой из « », стекловидного сплава молочного цвета на основе силикатов, свинца и олова Поскольку этот сплав придаёт стеклу матовый молочный цвет, он называется «lattimo» (?) Этот способ, известный ещё римлянам, был вновь введён в практику в Венеции примерно в середине XV века для имитации фарфора (метод его производства в Европе был неизвестен), который привозили с Востока. По этой причине этот сплав стал называться «фарфоровым стеклом» и им могли отделывать всю поверхность предмета, а не только отдельные линии, как в случае с настоящим экспонатом, для придания декоративного эффекта, особо ценимого в XVI веке.
Очень часто этот сплав обрабатывается при помощи «сетчатой» техники, белой филиграни, имеющей вид решётки, выложенной тоненькими нитями, «трубочками» из этого сплава.
Возрождение «сетчатой» техники принято связывать с именем стеклодува Франческо Бертолусси, впервые применившего её на Мурано в 1545 году. Вскоре после «открытия» подобные изделия муранских стеклодувов стали одними из наиболее востребованных, в особенности у заказчиков из Нидерландов. Изделия подобного рода датируются периодом с конца XVI по начало XVII века (L.Mallè 1971, с. 64, рис.51)
7) Бокал «с крылышками»
Производство: о. Мурано, Венеция
Середина XVI века
Бесцветное стекло, аппликации из стеклянной пасты голубого цвета (кобальт)
17 x 11 см
Приобретение Комитета по реставрационным работам музея Палаццо Венеция (1928)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10900
Бокал по времени относится примерно к середине XVI века. Чаша бокала имеет конусообразный вид. Стенки чаши инкрустированы неглубоким ребристым гранением. Ручки выполнены в виде крылышек голубого цвета, гранённых гребнем и обвитых змеями (или волнистого вида). Ножка у чаши простой формы, завершается основанием в форме диска. Ажурные крылышки придают особенную яркость и ценность предмету. «Крылышки» в раскалённом виде наносились на поверхность и укладывались при помощи щипцов. Вслед за венецианскими мастерами этот вид стеклянного бокала будет изготавливать вся Европой.
Экспонат, представленный на выставке включён в музейным каталог 1948 года (Hermanin 1948, сс. 391-392).
8) Бокал «крылатый»
Производство: о. Мурано, Венеция
Середина XIX века
Бесцветное стекло, аппликации из стеклянной пасты голубого цвета (кобальт)
14 x 10 см
Приобретение Комитета по реставрационным работам музея Палаццо Венеция (1928)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10899
9) Графин с винтообразной пробкой
Производство: о. Мурано, Венеция
Середина XVIII века
Бесцветное стекло 21x10 см
Дар Сальватори (1929)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 7213
Превосходный образец изделия, обработанного шлифовальным кругом. Благодаря этой обработке изделие имеет форму пирамидально наложенных друг на друга колец, сужающихся к основанию и у горлышка и наверху завершающихся винтообразной пробкой. Оригинальная форма графина, не вполне сохранённая и максимально приближенная реставрацией к первоначальному виду, считается образцом работы самых виртуозных стеклодувов. Изделия подобной формы впервые появились в XVII веке благодаря стилю барокко, бывшему в то время в расцвете.
10) Бокал с выгравированными фигурками
Производство: о. Мурано, Венеция
XVIII век
Бесцветное стекло, гравирование шлифовальным кругом, позолота
24 x 14 см
Приобретено у Дж. Коулмана Комитетом по реставрационным работам музея Палаццо ди Венеция (1928)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10896
Данный бокал являет собой замечательный образец муранского стекла XVIII века цвета топаза с колоколообразной чашей, опирающейся на основание с изящной тонкой ножкой в форме «балясины».
Последняя особенность (в данном случае архитектурная пропорция), известная уже в конце XVI, была заимствована младшими цехами у старших цехов. На ножке сохранился след оригинальной позолоты. Дискообразное основание инкрустировано изображением гроздей. На чаше также присутствует растительный мотив, окружающий изображённых внутри овалов фигуры знатных господ, мужчины в шляпе и с тростью и женщины в одежде, характерной для XVIII века, в юбке в форме колокола и с веером в руке.
11) Бокал «крылатый»
Производство: о. Мурано, Венеция
XIX век
Бесцветное стекло, аппликации из стеклянной пасты голубого цвета (кобальт)
17x10 см
Приобретение Комитета по реставрационным работам музея Палаццо Венеция (1928)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 10903
Бокалы из прозрачного стекла голубого цвета на высокой изогнутой ножке с тремя узлами, «нанизанными» друг на друга, ручками небесно-голубого цвета, с гребневидной огранкой, и завершением в виде кольца под самой чашей. Данные бокалы, характерные для XIX века, полностью воспроизводят собой ренессансную форму бокала e являются копиями бокалов XVI века, выполненными стеклодувами XIX века в целях упражнения и обучения. Поскольку стекло является благородным веществом, по своей природе оно имеет свойство мало изменяться со временем. Вот почему отличие копии от оригинала является очень трудной задачей. Отличить современное изделие от старинного возможно лишь при помощи точного химического анализа, который может выявить дополнительные компоненты, добавленные для очистки стекла или примеси, и структуры, которые были неизвестны в предшествующие века.
12) Сервиз из графина и шести бокалов
Производство: о. Мурано, Венеция
XVIII век
Бесцветное стекло, позолота, гравирование шлифовальным кругом
18 x 14 см (графин), 9 x 5 см (бокалы)
Приобретение (или приобретено у ) Пизани (1931)
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция инв. № 5551-5557
Набор из графина и бокалов, гранённых и покрытых позолотой по краям жерла. Графин обыденной формы, с широкой гранённой нижней частью, с маленьким многоугольным горлышком. Бокалы цилиндрической формы, гранённые, инкрустированные с помощью шлифовального круга, с изображениями дровокола, гондолы, замка и гроздей. Наибольший интерес представляет изображение, на котором дама в одеждах XVIII века и с веером в руках совершает прогулку по балкону (судя по перилам, которые видны на заднем плане), выгравированному неглубоко на втором плане.
13) Бокал с чашей в форме лодки
Производство: о. Мурано, Венеция
XVI век
Бесцветное стекло
10x10 см
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция
Бокал небольших размеров сплющенной формы на низкой винтообразной ножке. Узел ножки находится в полной ассиметрии по отношению к оси бокала и, следовательно, представляет собой сосуд яйцеобразной формы с выгнутым наружу жерлом, типичным для изделий подобной формы (М. Canova 1993, с. 52). Аппликацией ножек к чашам бокалов и другим неустойчивым без ножек изделиям обычно занимались работники с более низкой квалификации, чем мастер, ввиду чего они назывались «ножкоприделывателями» (attaccagambi).
14) Графин в форме кручёного каната
Производство: о. Мурано, Венеция
XVII век
Бесцветное стекло
9 x 15 см
Рим, Национальный музей Палаццо ди Венеция
Форма этого графина, изготовленного из тончайшего стекла, получена благодаря кручению (на венецианском диалекте эта техника называется “sbrindolar”) стеклянной массы, комка расплавленного стекла, только что извлечённого из печи и готового к последующей обработке. По завершении обработки нижняя часть изделия приобретает покатую форму, а горлышко очень вытянутую и завершающуюся выпуклым кольцом у жерла. Так как полость изделия имеет форму выпуклого конуса, то применять его в быту было невозможно.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ф. Эрманин. Палаццо Венеция. сс. 391-392. Рим, 1948
Дж. Маракьер. Итальянское стекло эпохи Возрождения. Милан, 1963
М. Кауза. Стеклодувное искусство. От античной эпохи до Возрождения. Милан, 1966
Л. Малле. Государственный музей Торино. Изделия из стекла, витражи, изделия из нефрита, изделия из горного хрусталя и камня. Турин, 1971
М.С. Скончи. Депозиты Национального музея Палаццо Венеция. Извлечение из “Bollettino d’Arte” № 70, за ноябрь-декабрь 1991, сс. 155-164 и частично на сс. 158-159
М. Казанова (под редакцией). Изделия из стекла, камеи и гравированные изделия из камня. Модена, 1993
М. Л. Казанова. Музей Палаццо Венеция. с. 30. Рим, 1994
Загружено переводчиком: Малова Маргарита Владиславовна Биржа переводов 01
Язык оригинала: итальянский