Оспаривание теории черных дыр просмотров: 1183

Радио наблюдения за астрономическими головоломками

Автор: Надя Дрейк

Редакция от: 03.10.2012

Доказательства существования двух небольших черных дыр (ярких пятен на правой стороне галактики), основанные на радионаблюдениях за шаровидной галактикой М22 (левая сторона). Пара дыр опровергает существовавшие ранее теории поведения дыр.

Д.Метьюс и А.Блок (Национальная Оптико-астрономическая Обсерватория США/Аура/ Национальный Научный Фонд США)

В 10 000 световых лет от Земли находятся две небольшие черные дыры, медленно поглощающие свою звездную добычу.

Но черные дыры не должны быть в этом месте. По крайней мере, не обе одновременно. Эта пара-поглотитель звезд не соответствует преобладающим теориям, которые утверждают наличие только одной черной дыры в шаровидном скоплении звезд М22.

В октябрьском номере 4Nature группа астрономов размещает отчет о том, что скопление черных дыр можно сравнить с колонией тараканов или крыс, количество которых все растет, возможно, их даже около 100 шт.

По словам астрофизика Стейн Сигурдссон из Университета Штата Пенсильвания: «Если там действительно огромное множество черных дыр, то моя старая теория абсолютно провальна». «Это по-настоящему интересное открытие».

Эти две черные дыры расположены примерно на расстоянии одного светового года от ядра древнейшего шаровидного скопления звезд М22, вращающегося вокруг центра Млечного Пути. Черные дыры приблизительно в 10-20 раз массивнее Солнца, если рассматривать их в полулегком классе звездных масс. Существование многих массивных черных дыр доказано, но эта пара впервые обнаружена в шаровидном скоплении Млечного Пути. По словам Грегория Сивакова астрофизика-наблюдателя из Университета Альберы в Эдмонтоне: «М22 уже не первое шаровидное скопление на Млечном Пути, на котором, как я предсказывал, мы найдем черную дыру». «Это первое убедительное доказательство», - говорит он, отмечая небольшую вероятность того, что на самом деле черные дыры находятся позади шаровидного скопления (кластера), а не внутри него. «Но данное утверждение необходимо воспринимать с долей здорового скептицизма».

Изначально астрономы искали черные дыры средней массы в средней весовой категории только с одним известным участником. Но вместо того, чтобы увидеть что-то средней массы, группа ученых с удивлением обнаружили две маленькие черные дыры в пределах кластера.

При наблюдениях в Нью Мексико Очень Большого Скопления Янски неожиданно возникли два очень ярких радио-источника. Соавтор теории Джей Стредер из Университета Мичиган утверждает, что т.к. по исследованиям Орбитальной Обсерватории Рентгена Chandra они не дают Х-излучение, вероятно, они медленно затухают, постепенно поглощая свою звездную пищу. Это – первый раз, когда для наблюдения за малыми черными дырами использовались радио обсерватории. Стредер предполагает, что там могли быть и другие дыры, поглощающие звездную пищу настолько аккуратно, что не могли бы быть обнаружены при помощи ни одного метода.

Астрономы пока не уверены, какие типы звезд поглощают черные дыры, но они предполагают, что это черные карлики-звезды, которые меньше и более тусклые, чем Солнце. Также ученые до сих пор ломают голову, как эти две черные дыры сосуществуют в кластере. По словам Сивакова шаровидные кластеры можно определить, как переполненные залы для танцев по Млечному Пути. «Большая часть черных дыр сброшены с танцпола Вселенной».

Сигердссон уподобляет данный процесс дикому поединку в бильярд, в котором накрененные черные дыры расположены вокруг стола. Некоторые из них выбиты с поля, а некоторые восстанавливаются перед тем, как быть снова выбитыми. «Те, которые врезаются в борта, через некоторое время возвращаются в центр стола», - говорит он, предполагая, что черные дыры можно поймать на рикошете. «Шаровидное скопление М22 – это плавающий кластер, так что процесс может происходить и в более медленном темпе».

Чтобы выжить черные дыры не обязательно должны принимать участие в небесном смертоносном матче. «Мы в самом деле плохо знаем их будущее», - говорит Сивакоф. «У нас достаточно проблем в прогнозировании их настоящего».

- 0 +    дата: 12 ноября 2012