MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

О богатстве ума просмотров: 2083

Дорогие друзья повсюду!


 


Человек со временем многое забывает. Поэтому составление книги-цитатника вроде этой равнозначно путешествию во времени, когда разглядываешь старые письмена. Дополнительная шлифовка фраз завершает дело.


Выражаю мою признательность Клаудии, Михаэлю и, как обычно, Кати, за их работу над выбором высказываний из бесчисленных источников и приданием им завершенной формы, а также Маркусу и Франку за красивое оформление. Мы можем многое осилить вместе.


 


Порту-Алегри, Бразилия,


в поле благословения защитницы Белый Зонт,


в день Черного Плаща.


Лама Оле Нидал


 


 


ВВЕДЕНИЕ


 


Хорошие цитаты подобны драгоценным камням, которые ценятся благодаря их редкости. Такое собрание цитат редко читают целиком, от корки до корки, для многих людей это скорее сокровищница, тем более, когда речь идет о высказываниях буддийского учителя. Она помогает сохранить однонаправленность в трудные времена и осмысленно управлять своей жизнью. В отличие от западных философий буддизм затрагивает не только понятийный уровень человека, но также обогащает всю его жизнь. Показанный здесь буддийский путь не описывает нечто возвышенное и не является одной из покрытых пылью форм психотерапии, но приносит постоянно растущий опыт богатства и радости, непрекращающийся после достижения просветления.


Вначале часто удивляет, что буддийские поучения и учителя не дают нам труднопостижимую мудрость, но всего лишь пробуждают в нас здравый смысл. Если посмотреть осознанно, то окажется, что многие люди уже знакомы с просветлением в моменты, когда они бывают охвачены безграничной любовью или радостно восклицают «Ага!», открывая себе новый взгляд на что-либо.


Буддийская сокровищница мыслей развивает у читателя или слушателя способность все лучше и радостнее управлять повседневной жизнью. Возникающее при этом знание позволяет в то же время лучше помогать другим. Чем больше в нас укрепляется доверие к собственной Будда-природе, тем легче нам познать богатство ума. Тогда явления совершенно неискусственно переживаются чистыми, и осознается вневременная истина.


На высшем уровне поучений этой книги, на Алмазном Пути, каждое наблюдение над внешним и внутренним миром обращает наблюдателя обратно к уму. Мы начинаем осознавать, что в абсолютном смысле неизменным, постоянным и реально существующим может быть только сам переживающий. По своей сути он неразрушим и вечен, как пространство, в то время как воспринимаемое – внутренние состояния и внешнее обрамление – находятся в постоянном изменении.


Свободному и идеалистическому Западу после китайского угнетения Тибета удалось сохранить взгляд и уникальные поучения Алмазного Пути. Так наши культуры стали богаче на целый уровень, на который одно лишь западное двойственное мышление не могло бы подняться. Разделите же со мной опыт 35 лет медитации!


 


 


 


 


 


I. Только ум может познать счастье


 


 


I.1.              Только наш ум может познать счастье. Тот, кто ищет вечное счастье во внешнем мире, тот напрасно тратит время. Ни слава, ни авто, ни дома не могут дать непреходящую радость. Если ум через органы чувств окунуться в приятное, то возникнет ощущение счастья. Но через некоторое время оно исчезает, потому что к нему привыкли, и оно больше не приносит удовлетворения. Тот же, кто пытается узнать сам ум, – умен. Он обретает действительное постижение, ибо светящаяся сила ума безгранична.


I.2.              Если мы осознанно пребываем во всем происходящем, то нет ни одного момента, который не продвигал бы нас дальше.


I.3.              Ошибки совершают скорее из неведения, чем от злого умысла. Поэтому назидательно грозить пальцем – неуместно.


I.4.              Все, что происходит, является следствием прошлых причин. Твоя реакция на это есть выражение твоей зрелости.


I.5.              Мы сидим на кактусах, которые сами посадили когда-то. Нравится нам это или нет, принцип причины и следствия действует не только по отношению к другим, но и к нам самим. Если из-за неведения мы поставили себя в сложное положение, то мы своими силами можем из него выбраться.


I.6.              Все, что еще не произошло, можно изменить.


I.7.              Мы привлекаем к себе то, что излучаем в мир. Сложные люди всегда встречаются со сложными людьми, а радостные люди сами собой все время попадают в хорошие компании.


I.8.              В жизни живи как в гостинице. Пользуйся всем, но помни, что ничего не сможешь взять с собой.


I.9.              Вообще, нет большой разницы, на чем привезут тебя на кладбище – на «Мазде» или на «Мерседесе», ибо только опыт познания вневременных ценностей остается с нами.


I.10.         Если бы не было возможности осмысленного формирования своего будущего, то можно было бы с таким же успехом провести всю жизнь, потягивая пиво перед телевизором.


I.11.         Думай, как сделать из тела послушного слугу, а не упрямого хозяина.


I.12.         Все было бы просто, если бы мы могли видеть в мешающих состояниях то, чем они действительно являются: плохие фильмы на нашем внутреннем экране. Умный просто позволяет им пройти мимо, не обращая на них внимания.


I.13.         В конечном итоге нужно лишь научиться настолько широко растягивать момент перед тем, как что-то делать, чтобы можно было осознанно решиться на обдуманное и безвредное действие.


I.14.         Смерть – не проблема. Проблема – жизнь без смысла.


I.15.         Нужно доверие, ибо иначе ничему не научишься; усердие, ибо иначе никуда не продвинешься, и опыт, ибо иначе научишься не тому, что нужно.


I.16.         Непостоянство – не концепция. Она существует каждое мгновение.


I.17.         Пока мы не познали суть ума, каждый опыт окрашивается внутренним настроем и ограничен местом и временем.


I.18.         Тот, кто думает о себе, имеет проблемы, а кто думает о других, имеет задачи. 


 


 


 


 


II. Свобода момента


 


II.1.          Старайся смотреть на мир на дистанции. Воспринимай его как непостоянство и как игру условий.


II.2.          Люди охотно думают о том, что им не хватает, и потому им сложно успокоиться. Если мы работаем, то нам хочется в отпуск. Не успеваем мы туда приехать, как уже снова хотим домой, туда, где друзья. Мы постоянно помещаем счастье в будущее и не можем наслаждаться моментом здесь и сейчас. Но переживать момент совершенным сам по себе есть ключ к постоянному счастью.


II.3.          Если осознанно покоиться в том, что есть, ум становится ясным, и появляется сила.


II.4.          Медитация – это лаборатория ума. Если в ней учиться позволять мыслям и чувствам появляться и исчезать, не воспринимая их серьезно и не позволяя им увлекать себя, то даже в повседневности будет чувство свободы.


II.5.          Речь идет не о качестве мыслей, а о количестве мыслей.


II.6.          Кто не надеется и не страшится, тот развивает в себе проникающее видение и непринужденную активность.


II.7.          Мысли и чувства есть выражение внутренне присущих уму возможностей. Если они ограничивают или неприятны, то нужно воспринимать их как скучную телепередачу, которую смотрят недолго. В конце концов, они обладают только той силой, которой мы их наделяем.


II.8.          Тот, кто покоится в своей середине, будет вести себя правильно, когда условия созреют.


II.9.          Ожидания и опасения указывают на инертность ума. Мы не находимся в здесь и сейчас!


II.10.     Никто не просветлевал вчера или завтра. Просветление происходит именно в настоящий момент.


II.11.     У медитаций лишь одна цель: полное освобождение ума. Это не означает ни глубокомысленное размышление, ни судорожное избегание мыслей или цепляние за приятные состояния ума. Вместо этого они позволяют непринужденно пребывать в настоящем моменте: видение того, что есть.


II.12.     Глубокое доверие моменту приводит все к полному расцвету.


II.13.     Индуисты стремятся не иметь мыслей, христиане стремятся иметь хорошие мысли, а для буддистов мысли второстепенны – нужно делать то, что находится перед носом.


II.14.     Медитация – подарок ума самому себе.


II.15.     Понимание того, что вовсе не нужно страдать из-за своих мыслей, освобождает.


II.16.     Умный не будет считать картинки в своем уме настолько реальными, чтобы позволить им увлечь себя.


II.17.     Тот, кто находится в здесь и сейчас, и может утвердительно говорить о том, что происходит в настоящий момент, тот растворяет свою запутанность.


 


 


 


III. Счастье – вопрос настроя


 


III 1.       Нет нужды страдать.


III 2.       Но плоды мы пожинаем не в тот же день, в который сеем, но пока мы не изменим свои впечатления другим настроем и медитацией, мы будем испытывать следствие прошлых дел.


III 3.       Очень освобождающе действует на нас узнавание, что мы не бессильны перед нашими внутренними состояниями, как нам часто кажется, но то, что окраска наших очков определяет, каким мы переживаем мир.


III 4.       Сначала спрашивать, а потом судить!


III 5.       Если понимать, что чувства не обладают абсолютной реальностью, и развивать взгляд «и – и», то можно самому создавать свой мир эмоций.


III 6.       Нужно ухаживать за своим умом как за красивым садом, в который мы не бросаем мусор и не позволяем расти сорнякам, но постоянно засаживаем хорошие впечатления.


III 7.       Решающим является взгляд, что в каждый момент времени есть возможность делать что-то для принесения счастья на долгое время.


III 8.       Единственная возможность улучшить свою карму состоит в том, чтобы принимать ответственность за свои поступки и сознательно прерывать поток плохих привычек. Лишь так можно постепенно выйти из темных углов бытия. Всегда можно что-то менять в своей жизни и так что-то начинать. От такого настроя могут произойти прыжки в развитии. С этого момента жизнь может стать осмысленнее.


III 9.       От голого знания никто не просветлевал. Просветления достигают, получая опыт и изменяя себя.


III 10.  Люди ведут себя так, как им подходит. Тот, кто ведет себя плохо, у того дела идут нехорошо, и наоборот.


III 11.  Развитие можно узнать по изменению в поведении в подобных ситуациях. Тогда становится ясно: старое чувство отдали в музей!


III 12.  Пока мы воспринимаем непрерывный поток мыслей, чувств и телесного опыта реальным, мы пойманы им. Мы все оцениваем и сеет своими действиями, словами и мыслями соответствующие впечатления, которые потом приводят к соответствующему опыту. В целом хорошие переживания узнаются как богатство и подарок. Если же они серые и прилипчивые, то закономерно вырабатывается ограниченное или мутное видение. Чем больше хороших впечатлений мы закладываем в ум, тем лучше мы расслабляемся. Мы развиваем самодостаточное видение.


III 13.  Тот, кто тянет все к себе, остается пойманным в ожиданиях и опасениях.


III 14.  Проблема имеет именно такие размеры, какие мы ей сами приписываем.


III 15.  Внеличностное поведение означает, что мы делаем что-то, если положение этого требует, и не делаем, если это делается для нашей личной выгоды; т.е. когда желания других ставятся выше своих потребностей.


III 16.  Духовная зрелость узнается не в каких-то возникающих ощущениях, а когда есть дистанция по отношению к ним.


III 17.  Хотя внешний мир работает по закону причины и следствия, мы всегда имеем внутреннюю свободу выбирать, как на него реагировать.


III 18.  Мешающие чувства – запутанность, жадность, гнев, ревность и гордость – делают нас одинокими.


III 19.  Любое действие – это дело самого делающего. Решающим является настрой, окрашивающий каждый поступок.


III 20.  Умение испытывать и показывать искреннюю глубокую благодарность является очень драгоценным в нашем мире. К тому же благодарность защищает от высокомерия.


III 21.  Наблюдая, что мы можем лишь немногое делать для других, пока не владеем своими чувствами, мыслями, словами и действиями, мы обретаем способность сознательно влиять на свою жизнь.


III 22.  Истинное развитие происходит за пределами зоны комфорта.


III 23.  У кого есть доверие к самому себе, тому не нужна гордость.


III 24.  Тот, кто воспринимает внешние и внутренние явления взаимно обусловленными и непостоянными и в то же время накапливает положительные впечатления, тот, имея мужество, достигнет освобождения.


III 25.  Истинная воздержание означает не относиться серьезно к своим чувствам.


III 26.  Все мешающее – составное и обусловленное. Если на вас никто не будет обращать никакого внимания, то вы утеряете свою силу и через какое-то время растворитесь. Если понять это, то нет нужды в следующий раз позволять так легко обвести тебя вокруг пальца.


 


 


IV. Все есть сон


 


4.1      Будда видит причину страданий не в изгнании из рая, а в неспособности ума узнать самого себя.


4.2      У всех чувствующих существ есть Будда-природа.


4.3      Кто считает, что все реально, тот воспринимает реальными не только старость, болезнь и смерть, но также налоговую службу и ограничения скорости. Тогда жизнь становится очень узкой.


4.4                    Половина развития заключается в том, чтобы забывать о себе.


4.5                    Возможности развития исчезают лишь при достижении просветления.


4.6            Эффективная работа с мешающими чувствами сравнима с умелым предводительством на войне: она требует готовности точно оценивать противника и честно давать себе отчет о своих собственных силах.


4.7            Мы видим не мир, а свое представление о мире.


4.8                    У всех нас есть свобода, которую мы сами себе создаем.


4.9                              Растущее понимание того, что все, что происходит, связано с нами самими, создает ответственность и сочувствие в повседневности.


4.10               Мешающие чувства дорогостоящи и неприятны. Вместо того, чтобы топить старой древесиной, мы кидаем в топку пачки банкнот, а потом, напрасно стараясь вытащить их обратно, вдобавок обжигаем себе пальцы.


4.11      Самое плохое в мешающих чувствах то, что, несмотря на их непостоянство, мы воспринимаем их реальными, ну и соответственно ведем себя.


4.11  Миру больше всего нужно умение действовать энергично, предусмотрительно и без мешающих эмоций.


4.12               Только мудрость ведет к окончательной свободе.


4.13               Освобождение и просветление – вопрос времени и мужества.


4.14               Настоящий момент – это всегда самое ценное; он не вернется обратно и не повторится: каждая минута может быть последней и потому следует быть осознанным и не тратить свое время понапрасну.


4.15               Ничто не делает нас такими человечными, как создание некой буферной зоны, в которой не дается мгновенная оценка всему происходящему. В ней впечатления могут постоянно дополняться и сами по себе созревать, пока не растворятся самые трудные сомнения. Возникающее при этом чудесное чувство позволяет нам взрослеть и действовать, исходя из зрелой убежденности.


4.16               В высшем взгляде мало ценности, если при этом не держать в уме благо всех существ. Знание того, что все по сути является сном, освобождает.


4.17               Все есть сон. Поэтому все возможно.


4.18               Из хорошего сна можно проснуться освобожденным, а из плохого нельзя.


 


 


 


 


 


 


 


V. Зеркало без пыли


 


 


V 1.         Речь идет об океане под волнами, о зеркале, в котором возникают картинки, о сознании, находящемся в самом себе, что бы в нем не происходило.


V 2.         Тот, кто прыгает между счастьем и страданием, между «нравится» и «не-нравится», тот немногое может узнать о беспредельности, лежащей за веем этим, в которой все растворяется обратно.


V 3.         Рай и ад происходят только в нашем уме.


V 4.         Ум не составной. Он не был рожден и не умрет. Он ниоткуда не пришел и никуда не может уйти.


V 5.         Опыт беспредельности пространства более значителен, чем все явления, которые в нем возникают. Этот опыт все боле и больше ведет нас к нашей неразрушимой середине.


V 6.         «Медитация в повседневности» означает, что осознание воспринимающего не теряется. Многие чувствуют, как это важно, но лишь немногие могут доверять себе в этом. Речь идет о постоянной сознательной практике выработки видения до тех пор, пока осознающий не перестанет терять ощущение себя в мощном потоке постижения.


V 7.         Внутреннее богатство, возникающее при переживании непосредственного опыта, неописуемо.


V 8.         Медитация означает непринужденное пребывание.


V 9.         То, что мы познаем в медитации, дает нам силу в нашей жизни; то, что мы познаем в жизни, усиливает нас в медитации.


V 10.    Если сознание откроет для себя вечное и постепенно переместится туда, то все становится подарком.


V 11.    Тот, кто не отвлекается на возникающие мысли и не оценивает, работает без внутреннего износа. Такой взгляд пробуждает в нас все силы.


V 12.    Истинное сочувствие означает, что мы не сидим в яме со слезами на глазах, а работаем по 20 часов в сутки.


V 13.    Благодаря медитации то, что мы поняли головой, падает в сердце.


V 14.    Если впечатления в уме успокаиваются, раскрывается освобождающее понимание, что ранимого Я в действительности не существует.


V 15.    Мысли, даже самые беспокоящие, всего лишь свободная игра ума. Они есть радостное выражение его силы.


V 16.    Шаги на пути – это еще не само просветление. Но если не идти, то не достичь цели.


V 17.    Непросветленность – это ложная концепция, которую можно растворить.


V 18.    Тот, кто собрал много хороших впечатлений, пробуждает доверие к своему уму. Только тогда возможен скачок в непосредственное познание своей природы.


V 19.    Понимание того, что все происходящее светится и гораздо увлекательнее и осмысленнее, чем любая концепция о нем, растворяет все ложное.


V 20.    Если озеро успокаивается и видно его дно, то сквозь все переживаемое проявляется сам переживающий.


V 21.    Если мы свободны от ожиданий, то каждое мгновение – подарок. Если мы к тому же бесстрашны, то каждая секунда дает возможность для развития.


V 22.    Если все по своей сути уже совершенно, то нужно просто отпустить.


V 23.    Все знают вкус медитации: моменты в жизни, когда радость возникает сама по себе, и все просто имеет смысл. Ничего не прибавляя, раскрывается непосредственное осознавание. Незаметно океан ума успокаивается, и мы можем видеть ясно; пыль спадает с внутреннего зеркала, и мы понимаем.


V 24.    Ум по своей сути есть пространство. Это не как белый экран, на котором ничего нет, если на него не проецировать картинки; ум постоянно лучится изнутри, как солнце.


V 25.    Когда ты думаешь о просветлении, то оно мгновенно возникает.


 


 


VI. Праздник начинается с щедрости


 


 


VI 1.      Мир как богато украшенный зал. Все готово к празднику, все богатство всевозможного опыта здесь есть; но пока кто-нибудь не начнет танцевать, праздника не будет.


VI 2.      Самый лучший фокус из всех заключается в том, чтобы забыть о себе.


VI 3.      Доверяй себе самому. Переступай через свои границы и наслаждайся свободой пространства.


VI 4.      Щедрость создает связи, терпение укрепляет, а радостное усилие дает им рост.


VI 5.      Способности возникают, когда мы приносим пользу другим.


VI 6.      Два шага в развитии повторяются до самого просветления: накопление хороших впечатлений в уме и углубление мудрости. Осознанно думая, говоря и делая, ум достигает уровня покоя. На этом уровне развиваются способности, которые раньше были заблокированы внутренними состояниями, и открывается путь развитию. Как восходит солнце хороших впечатлений и испаряются облака неведения и мешающих чувств, так растет человеческая зрелость.


VI 7.      Следует выработать привычку желать другим того, что для самого себя тяжело достигается. Других бессчетное множество, поэтому они важнее.


VI 8.      Желания эффективнее, если они направлены на далекое будущее и имеют целью благо всех живых существ.


VI 9.      Партнерство двух зрелых и счастливых людей оживляет окружающее пространство, и многие могут получить от этого пользу. Мы начинаем понимать, что мир одаривает сам себя, а сумма больше, чем части. Если, например, мужчина дает одну треть духовных возможностей, а женщина вторую треть, то еще одна треть возникает сама собой из пространства в поле напряжения, полном доверия. Оживают неожиданные возможности взаимодополнения и взаимообогащения, а партнеры и пространство вокруг них сияют.


VI 10. Чем больше любви к существам мы развиваем, тем проще становится жизнь. Мы становимся менее уязвимы, реже реагируем на «несправедливость» и учимся смотреть на чужих и врагов другими глазами. Круг друзей растет, а изменения воспринимаются проще.


VI 11. Тот, кто пытается воспитывать партнера, быстро становится одиноким.


VI 12. Настрой является основой любых отношений. Удаются они или нет, во многом зависит от того, готовы ли мы поставить счастье другого выше нашего собственного, и насколько высоко. Зацикленность на себе и узость раньше или позже сводят счастливые отношения на нет, но если нам удается ставить благо других выше собственного, то от этого выигрывают все.


VI 13. Будды постоянно испытывает в кончике пальца столько же счастья, сколько любящие друг друга переживают в лучшие моменты союза во всем своем теле.


VI 14. Быть взрослым означает воспринимать приятное как благословение, а неприятное как очищение и возможность для развития.


VI 15. Любовь счастлива, если мы не хотим владеть партнером или ограничивать его, а наоборот, раскрываем в нем его внутренние качества, его силу, красоту и возможности.


VI 16. Мешающие мысли и чувства исчезают, если не обращать на них внимания. Если позволять им течь мимо того, что есть, то они быстро теряют силу. Но не обязательно лишать себя удовольствия время от времени посматривать на проходящие мимо картинки. И так наблюдая за ними, можно учиться использовать этот зоопарк изменчивых чувств для помощи другим. Тогда внутренние тигры заметно худеют, а у крокодилов выпадают зубы. Мешающие чувства живут в нас только благодаря нашему вниманию к ним.


VI 17. Полезно осознавать непостоянство, когда наши желания не сбываются. И в то же время следует желать другим испытывать все те хорошие чувства и впечатления, которые мы сами испытываем.


VI 18. Лучшие попутчики в жизни? Сочувствие и мудрость. Если к тому же мы хотим быть примером для других, то нам нужно много работать.


VI 19. Пока мы можем изменить положение, нет нужды впадать в гнев, мы просто его меняем. Если же мы не можем его изменить, то гнев тоже не нужен, поскольку все равно ничего изменить нельзя.


VI 20. Чем меньше у нас потребности, тем быстрее то, что предлагает нам жизнь, становится для нас роскошью. Чем больше у нас ожиданий, тем скорее мы разочаровываемся.


VI 21. Не делание, а способность отпускать говорит о мудрости.


VI 22. Все в жизни меняется с пониманием того, что реален только ум. Так возникает пространство для возможностей, и можно создать свой внешний и внутренний миры такими, какими хочется, и будучи полным счастья, черпать из огромной сокровищницы.


VI 23. Сильные человеческие взаимоотношения являются выражением общей кармы. Чтобы понять, полезны эти отношения или нет, просто посмотри, как окружающие реагируют на твою новую любовь.


VI 24. Никогда не вкладывайте свою силу в вещи, которые вам не нравятся – сегодняшние впечатления в уме создают ваш будущий мир.


VI 25. Наблюдение за непостоянством – лучший способ познать пустоту и нереальность всего.


VI 26. Каждое самовозникшее и непринужденное прозрение дает позволяет почувствовать богатство просветления.


VI 27. Если понять, что мы являемся не нашим непостоянным телом или постоянно меняющимися мыслями, а самим пространством – неразрушимым, вечным и переживающим, то все страхи сразу теряют силу. Ибо ум всегда был пространством, открытым, ясным и всеохватывающим. Что может ему повредить, кто может причинить ему страдание?


VI 28. Все всегда есть искусство возможного.


VI 29. Если я принимаю решение, то я преследую две цели: результат должен быть полезным для наибольшего числа существ в течение максимально возможного времени. И это решение должно давать пространство и блаженство, ибо из них все возникает. В богатых и счастливых отношениях партнеры дарят друг другу возможности для развития, которое они сами для себя выбирают. Если потом придется расстаться, то случайные встречи друг с другом в будущем будут всегда радостны.


VI 30. Женщина благодаря своей устойчивости и чувствительности дает отношениям глубину. Мужчина обогащает их своей «толстой шкурой», говоря: «Не воспринимай это так серьезно, отбрось мысли!» Если жить только в своем собственном мире, то легко можно стать скользким, лощеным и поверхностным. Многие лишь при смерти обнаруживают, что они вообще жили. К сожалению, некоторые лишь в этот момент понимают, насколько драгоценна была жизнь.


VI 31. Если видеть других интересными и талантливыми, то это приносит только радость, а если замечать в других лишь их недостатки, то можно духовно обеднеть. Тогда все время попадаешь в неприятное окружение и испытываешь мало желания раскрыть свои способности.


VI 32. Искусство любить состоит в том, чтобы давать спутнику пространство. Хорошая связь строится всегда на свободе и росте.


VI 33. Неловкие и неприятные ощущения, такие как страх, лучше всего устранять, всегда и везде делая пожелания блага всем существам.


VI 34. Качества Будды проявляются как бесстрашие, радость и активное сочувствие.


VI 35. Самое быстрое развитие – нести свои лучшие качества в мир.


VI 36. В Дании любящую и притеревшуюся друг к другу пару называют «двухголовым чудовищем»: когда все в равновесии, то они плечом к плечу идут вперед. Если возникают препятствия, то они стоят спина к спине. Каждый использует свои способности на благо всех и заботится о партнере. Такое доверительное «парное» поведение зрелых людей глубоко меняет взаимодействие личности с окружающим миром.


VI 37. Будь независим, находи свою внутреннюю силу, иди в мир и свети всем существам!


VI 38. Веди себя как Будда, пока не станешь Буддой.


 


 


 




VII. Высшая радость есть высшая истина


 


 


        


VII 1. Будда – это реализованное состояние сознания, присущее каждому.


VII 2. Уверенность в неразрушимой сути ума является основой Алмазного Пути. Он дает опыт познания пространства как блаженства с помощью медитаций на Будда-формы. Посредством обратной связи происходит нажатие бессчетных кнопок в потоках энергии в теле, а также в сознании-хранилище. Таким образом за несколько лет в человеке происходят изменения, на которые при обычном изучении ушло бы много жизней. Алмазный Путь оживляет целостность существ и направляет чувства, желания и мечты на путь просветления, поэтому очень быстро возникает искомая окончательная зрелость. Так мы начинаем переживать вневременное и видеть, что находится за мыслями и между ними, что все порождает, знает и может. Испытывая неописуемой блаженство, можно понять, что ум может быть осознающим, не осознавая что-то конкретное, и что переживающий не может лишить ум его совершенных качеств. Тот, кто может применять средства для такого постижения, должен понимать, какой это подарок – становиться всё более счастливым.


VII 3.   Чем больше ощущается самовозникающая радость, тем ближе просветление.


VII 4. Тот, кто узнает излучающую силу зеркала, вечно пребывающую за картинками в уме, тот больше не попадает в поток явлений. В этом смысл учений Будды.


VII 5.   Ум – как солнце, он излучает из себя свет.


VII 6.   Желание делать добро другим и себе совершенно естественно. При таком настрое все только выигрывают.


VII 7.   Самое лучшее и единственно постоянное, что можно подарить миру, это уверенность в том, что высшая радость есть высшая мудрость. Если к тому же с помощью искусных методов удастся объяснить существам действие причины и следствия, то тем самым можно дать им ключ к истинному счастью.


VII 8.   Мешающие мысли и чувства быстрее всего растворяются, если не обращать на них внимания. То есть мы пускаем вора в пустой дом.


VII 9. Люди гораздо более замечательны и способны, чем это хотят представить нам те, кто продает неуверенность в себе и создающий зависимость стиль жизни.


VII 10.                     Понимание того, что из хорошего сна можно проснуться и достичь освобождения и просветления, а плохие поступки ведут лишь к страданию, соединяет путь и цель.


VII 11.                     Истина не лежит на каком-то среднем уровне опыта, выше которого витают розовые мечты, а ниже зияют черные дыры. Высшая истина есть совершенствование. Она есть высшая радость, совершенное счастье, полный избыток, бесконечная любовь и непоколебимое мужество. Ее можно узнать в моменты, когда мы переступаем через свои границы и живем по-настоящему.


VII 12.                     Действительность по ту сторону понимания не является составной.


VII 13.                   Будда советовал не принимать прибежища во внешних и внутренних явлениях. Вместо этого он указывал на непреходящую Будда-природу, присущую каждому. Истинно то, что смотрит глазами существ и слышит их ушами. Это не имеет цвета и формы. Оно не толстит и не может заболеть. По своей сути ум есть широкое открытое пространство, полное возможностей.


VII 14.                     Познание того, что переживающее пространство неразрушимо, бесконечно богато в своих проявлениях и ничем не может быть ограничено в своем многообразии, устраняет все ожидания и опасения.


VII 15.                     Просветленная мудрость возникает сама собой без всякого усилия в здесь и сейчас. Ум непринужденно раскрывает в себе зеркалоподобную, уравнивающую, различающую, всесовершающую и всепроникающую мудрости.


VII 16.                     Познание того, что ум не имеет начала, конца или других ограничений, освобождает.


VII 17.                     Основополагающее неведение создает в пространстве разделение и дистанцию. Ум больше не воспринимает пространство как вместилище, не замечает, что за объектами находится гораздо больше пространства, чем между ними, и что пространство все в себе содержит. В то время как внешнее обрамление – мир явлений – конденсируется из умственных тенденций существ, опыт познания этого отражается в их телах, в их окружении и поведении. Мир и наше переживание его являются проявлением ума.


VII 18.                     Совершенное бесстрашие возникает, когда переживающий познает свою собственную суть как неразрушимое пространство.


VII 19.                     Несмотря на то, что ум не имеет признаков, все внешнее и внутреннее возникает как присущее ему богатство. Радость и осмысленное поведение возникают в пространстве, свободно играют в нем, познаются его ясностью и снова непринужденно исчезают в его безграничности.


VII 20.                     Ум нельзя обнаружить, потому что он не вещь. Нет ничего, что в нем можно было бы рассмотреть или исследовать. Поскольку у него нет размера, веса или цвета, нет середины и он во всех отношениях пуст и безграничен, он не может наблюдать себя откуда-то еще. Видящий и видимое оба являются умом. Тот, кто это понимает и перестает относиться к чему-то или воспринимать это как отделенное от ума, будет все чаще узнавать ясность своего осознавания. Тем самым пробуждаются присущие ему проникающее видение и сила, и ум узнает себя в своей целостности. Это пребывание во вневременном переживающем, постоянное единство того, что в настоящий момент видит и воспринимает, со всем, что происходит вовне и внутри, и является целью. Тем самым каждый опыт становится высшим осмыслением.


VII 21.                     Кусок угля при его чистке становится меньше, а алмаз лишь сильнее сияет. Ум – как алмаз. Кто достиг понимания, что восприятие и явление неразделимы в своем единстве, взаимно влияют друг на друга и в то же время являются свободным выражением ума, тот может блаженно пребывать в том, что есть; ибо каждый отпечаток в уме освобождается и очищается своей собственной силой.


VII 22.                     Двойственность – это лишь концепция. Древние тибетские тексты для объяснения этого факта используют образ воздуха в глиняной кружке: если кружку разбить, то исчезнут границы между внутренним и внешним, т.е. разделение – всего лишь видимость.


VII 23.                     Буддизм учит тому, каким все является. Если бы наука смогла опровергнуть что-то из этого учения, что до сих пор еще не произошло, то нам следовало бы это признать. Нет ни одной приемлемой религии выше истины и человечности.


VII 24.                   Учитель есть зеркало нашего ума. Тот, кто не освобожден, видит не мир, а лишь проявление собственного ума. Тот, кто видит хорошего учителя на высоком уровне, тем самым показывает свое внутреннее богатство.


VII 25.                     В буддизме не нужно верить. Можно сомневаться вплоть до самого просветления; просто в этом случае его придется дольше достигать.


VII 26.                   Светимость ума сильнее, чем все картинки в нем


VII 27.                   Основа абсолютной истины – непоколебимый опыт переживания безграничности ума. Для этого переживающий должен медитировать и познать себя как безграничное пространство осознавания за пределами начала и конца, без центра и границ.


VII 28.                     Солнце светит всегда, а облака появляются и исчезают.


VII 29.                   В Алмазном Пути ученик видит в учителе отражение своего собственного ума. Познать совершенство можно лишь потому, что оно изначально присуще всему.


VII 30.                   Наши самые ценные качества – любовь, мудрость, радость, мужество и сила – являются не придатками ума, а вечным выражением его сути. Его пространство-ясность постоянно играет новыми безграничными возможностями и позволяет видеть мир как чистую страну.


VII 31.                     Только ум может познать счастье. Умный ищет счастье там, где оно переживается.


VII 32.                     Просветление – самое сильное и постоянное счастье. То, что имеет своей причиной одно лишь пространство, не может ни прекратиться, ни раствориться.


VII 33.                     Сегодня мы переполнены впечатлениями, к которым мы никогда не можем выработать правильного отношения. У нас так много картинок в зеркале, что связь с зеркалом теряется.


VII 34.                     Все медитации Алмазного Пути имеют целью просветление. Мы ведем себя как Будды, пока не станем Буддой. Три основные качества ума являются рычагом к этому: его осознавание, его сила и его способность вдохновлять. Все три ведут к состоянию повышенной чувствительности, которая показывает переживающему его невещественную, сияющее ясную и по своей сути безграничную природу.


VII 35.                     То, что все время возникает в уме, лишь указывает на его богатство, возможности и силу. Высшая истина всегда высшая радость и высший уровень функционирования! За пределами ожиданий и опасений остается лишь просветленное осознавание – и тогда все происходит само собой.


VII 36.                     Способность к осознаванию есть свет ума. Он состоит из непрекращающейся последовательности вечно свежего опыта «Ага!» Даже когда самовозникающая радость просветления полностью нас меняет, и сердце выпрыгивает из груди – все это всего лишь наш собственный ум.


VII 37.                     Просветление молодого Сиддхартхи Гаутамы наступило, когда он понял, что нет своего, отделенного от чего-либо ума. Тогда исчезли надежды и опасения, границы завтра и вчера, привязанность и отвращение, и беспрепятственное раскрытие его сознания сделало его Буддой.


VII 38.                     Тот, кто всегда исходит из того, что ум – это пространство, становится бесстрашным. То, что по своей сути не является вещью, не может быть уничтожено.


VII 39.                     Познание того, что ум не имеет границ, освобождает. Тогда можно наслаждаться ожидаемым так же, как и неожиданным, и не терять силу.


 


 




VIII. Цель – узнать свой ум


 


VIII 1.      Тот, кто не держится за мысли, чувства и концепции, может переживать непосредственно и сейчас.


VIII 2.      Правильное пребывание означает быть самим переживающим, за пределами надежд и опасений. При этом можно узнать, что кроме пространства все переживаемое когда-то возникло, постоянно меняется и снова растворится.


VIII 3.         Попадая в спокойный океан покоя ума, мы мгновенно получаем всё в подарок, и ум, постоянно удивленный и полный блаженства, обнаруживает свое богатство. Он не черная дыра, в которой ничего не происходит, и не белая стена, которая просто отражает все, что на нее проецируется. За каждый изменчивым переживанием сияет ясный свет ума, который делает возможным всё.


VIII 4.      Свет ума не является чем-то внешним. Это постоянное состояние свежести. Так возникает видение момента – непрерывное «Ага!»


VIII 5.      Непринужденно взирая на мысли, можно пропускать их мимо и не оценивать. Мы просто осознаем, что они есть, и позволяем им свободно играть.


VIII 6.      Что происходит во время медитации? Возникает все более осознанная открытость. Чем чаще мы медитируем, тем дольше и убедительнее становятся периоды, когда пространство воспринимается тем, что находится за переживаниями и между ними и понимает их. Освобождающие прозрения и Будда-формы возникают без усилия как выражение присущего ему просветления.


VIII 7.      Единственный смысл любой буддийской практики заключается в переживании свежести и непринужденности ума.


VIII 8.         Непросветленный похож на того, у кого очень хорошие глаза, а он держит их закрытыми. Просветленный просто открывает глаза и видит одновременно переживающего и переживаемое.


VIII 9.      Все увлекательно хотя бы потому, что может происходить.


VIII 10. Многие применяют мантру «Ом мани пеме хунг», потому что она дает хорошее чувство. Но если знать ее смысл, то действие усиливается: звучание слога ОМ удаляет гордость, МА – ревность, НИ – привязанность, ПЕ – отсекает неведение, МЕ растворяет жадность, а ХУНГ трансформирует гнев.


VIII 11. Ни одна мантра не работает так глубоко, как мгновения голого осознавания.


VIII 12. Величайшее блаженство возникает в моменты, когда мы находимся в здесь и сейчас и забываем что-то хотеть. Внутреннее и внешнее игриво перетекают друг в друга. Осознанное переживание этого поднимает внутри нас огромную волну осуществления и осмысления.


VIII 13. Мысли в медитации – не враги. Мы видим, как они возникают своей собственной силой, спокойно позволяем им течь мимо и снова растворяться.


VIII 14.        При растворении мешающих эмоций ощущается самоосвобождение ума и возникает океан осмысления. Возникающие внутренние состояния становятся теперь источником силы.


VIII 15. Медитация означает не желание создать что-то, а пребывание в открытости настоящего момента, в восприятии того, что есть. Мы находимся в центре возникших кругов силы, расслабленны в многообразии явлений и радостно пребываем в мгновении переживания. Здесь ничего не нужно оправдывать или доказывать, бессмысленно держаться за что-то или что-то отталкивать. Наши органы чувств открыты, и мы просто покоимся в настоящем моменте и едины с тем, что есть. За пределами всех концепций и без всякого сомнения можно познать, что сознание есть пространство.


VIII 16.                  Сам переживающий не может быть лучше или хуже. То, что постоянно возникает в уме, лишь показывает его возможности. Материалистические мысли не являются признаком того, что медитация плохая. Их просто нужно воспринимать как практичные. Нигилистические мысли тоже не означают, что мы – перерождение Ницше. Мы просто отмечаем себе, что такие мысли возможны. Экзистенциальный опыт ни о чем не говорит, а идеалистическими состояниями можно наслаждаться без прилипания к ним. За пределами надежд и опасений самовозникает просветленное сознание.


VIII 17. Напыщенное и неестественное сужают мир и привязывают к прошлому и будущему. Каждая искусственная мысль препятствует проявлению бесконечных освобождающих возможностей того, что еще не произошло.


VIII 18. Пространство есть знание, которое постоянно все охватывает и связывает. Пребывание в бесконечном моменте переживающего проявляет это осознавание из своей середины.


VIII 19. Не нужно никуда идти, чтобы встретиться с Буддой, и не нужно умирать, чтобы попасть в Чистые Страны. Нужна лишь готовность видеть то, что есть. Это удаляет завесы мешающих эмоций и неведения, и мы чувствуем, что все вибрирует от счастья и скрепляется любовью.


VIII 20. В медитации мы переживаем вечное, то, что находится за мыслями и между ними. Мы наслаждаемся тем, что возникает в уме и осознается им. Полные блаженства, мы понимаем, что восприятие может быть полностью осознанным, не осознавая что-то конкретное. К совершенным качествам ума не нужно ничего добавлять, и не нужно ничего отнимать. Тогда неизбежно придет счастье.


VIII 21. Когда ум узнает, что он обширный и бесстрашный, можно понять свою Будда-природу.


VIII 22. Прозрение возникает в моменты ненапряженности.


 


 




IX. Верхом на тигре


 


IX 1.        Бесстрашие означает полное раскрытие себя настоящему моменту.


IX 2.        Лучшим сырьем для быстрого человеческого развития всегда было вдохновение. Только оно дает силы для великих прорывов.


IX 3.        Там, где узнается высшая радость как суть вещей, все обусловленное имеет мало силы. Тот, кто пребывает в сути ума, в изумлении наблюдает, как другие делают себя зависимыми от преходящих ценностей и измеряют успех своей жизни их потреблением.


IX 4.        Как жить осмысленно? Внешне не вредить как можно большему числу существ и приносить им как можно большую пользу на долгое время. Внутренне сохранять равновесие между сочувствием и мудростью, а на тайном уровне пребывать в познании неразделимости пространства и блаженства. Нужно видеть Будда-природу во всех существах и ощущать свежесть каждое мгновение.


IX 5.      Над видеть всех людей на высшем уровне, но ожидать что-либо можно только от себя самого.


IX 6.        Преданность возникает из распознания: если сталкиваешься с чем-то, что соответствует твоей сути, то это неизбежно захватывает.


IX 7.      Алмазный Путь приносит высший взгляд в повседневность и ведет к раскрытию всех возможностей.


IX 8.        Мы бегаем вокруг кухонного стола и пытаемся поймать счастье, но все никак не поймаем. Но если мы остановимся, то оно само запрыгнет нам на спину.


IX 9.      Доверяй счастью и наслаждайся!


IX 10. «Первая мысль – лучшая мысль!» Вместо того, чтобы попадать в ловушку концепций, мы просто делаем то, что лежит у нас «перед носом», и выполняем возникающие задачи одна за другой. Так постепенно возникают вечная радость и сила.


IX 11. На уровне бесстрашия все становится выражением бесконечного богатства пространства. Рождается что-то или умирает – все есть игра. Познание безграничности ума порождает заботливую любовь. Так мы развиваем зрелую проницательность и действуем на благо существ, не прикрываясь политкорректностью и другими псевдо-решениями духа времени.


IX 12. Главная цель отношений – совместное духовное развитие. Мы позволяем партнеру играть свои лучшие роли и развиваем доверие присущим ему драгоценным качествам, пока он сам не ощутит свою силу и не встанет на ноги. Растущее доверие развивает людей во всех отношениях, и любовь преумножается. Чем больше мы одариваем друг друга, тем больше раскрывается радость, и жизнь становится богаче.


IX 13.   В удачных отношениях партнеры дополняют друг друга: мужчина получает богатую внутреннюю жизнь благодаря женщине. Он перенимает ее интуицию, разделяя с ней ее мир, и это оживляет и обогащает его внутри.


IX 14. С помощью поучений Будды ваши самые большие проблемы сегодня через десять лет станут вашим самым большим сокровищем.


IX 15.   Перепады настроения становятся шагами развития на пути, радость и уверенность крепнут, а благодарная преданность остается мощнейшим двигателем духовного роста.


IX 16. Нужно лишь вспомнить о том, что источник всякого счастья – сам ум.


IX 17. Любовь – это драгоценное посвящение. Поэтому после любовного союза мы не принимаем напыщенное и искусственное выражение лица, а излучаем пережитую радость и силу в мир.


IX 18.   Нужно идти к своему партнеру как к прекрасному храму. Нужно оставить все наши повседневные проблемы, ожидания и привычки и пережить с неподдельной детской радостью, как неожиданно в темном коридоре открывается дверь в сияющий зал. Так мы не ограничиваем момент жесткими концепциями, а открываем пространство бесконечных возможностей.


IX 19.          Как я могу понять, что я стал Буддой? Ты узнаешь это по тому, каким непринужденным ты стал, а окружение поймет это по твоему смеху. Тогда все в жизни становится подарком, и возможно, что ты превратишься в радугу.


IX 20.   Вообще, речь идет о благодарной и дающей любви, когда мы любим целое благодаря частям и части благодаря целому. Тот, кто может глубоко открыться, может полностью перенять качества другого. Любящей паре нужно доверять друг другу на всех уровнях и находить друг друга привлекательным.


IX 21. Учителю никогда нельзя забывать, что его единственная задача – сделать своих учеников самостоятельными, сочувственными и сильными. Поэтому он должен радоваться их особым качествам и быть счастлив разделять с ними так много хорошего роста.


IX 22.   Если осознанно делать то, что лежит у тебя перед носом, то в радостном изумлении понимаешь, что мешающие эмоции не просто исчезли, но снова возникли как мудрость.


IX 23.  В партнерстве только мудрец видит партнера, другие же видят прежде всего собственные состояния ума. Ожидания и карма затмевают взгляд. Чем более совершенно мы различаем вечное в партнере, тем ближе мы к истине.


IX 24.   Что делает любовь такой чудесной? Она освобождает от узкого эго, вплетающего нас в свой маленький мир. В моменты высшей открытости наш партнер и весь мир могут слиться друг с другом. Постижение неразделимости пространства и блаженства настолько сильно, что исчезает всякое чувство разделенности.


IX 25.   Бесстрашие означает полное раскрытие себя настоящему моменту (фраза уже была выше – IX 1).


IX 26.   Кто осознанно сохраняет во всем высший взгляд, переживает каждое мгновение как развитие.


IX 27. Конечно, можно создать условия для прекрасного вечера, правильно выбрав ресторан и правильно сопровождая девушку, но лучшие моменты в жизни всегда получают только как подарок. Это те моменты, когда можно забыть о себе, когда в объятиях любимого исчезает всякое разделение, и остается только наполненность радостью.


IX 28.   Сохранять высший чистый взгляд не значит, что надо зажмуриться во время разногласий – надо без мешающих эмоций сделать то, что для всех и на долгое время будет хорошо и правильно.


IX 29.   Чем более красивыми, чистыми, значительными и полезными мы видим вещи, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине.


IX 30.   Тот, кто воспринимает ум как вместилище мыслей и чувств, а пространство между ними воспринимает сияющим и радостным, тот счастливый человек.


IX 31.   Подружись с пространством.


IX 32.   В конце пути нас ждут великое вечное блаженство и безграничное «да» смыслу всех явлений.


 


 


X. Богатство ума


 


X 1.         Тот, кто исследует внешний мир и свой ум, поймет, что и то и другое – пространство, и перестанет делать различие между переживающим, переживаемым и самим переживанием. Возникшее таким образом проникновение в суть ума и мира объединяет видящего, видимое и видение. Все явления взаимно обусловлены, все течет, но в то же время не содержит постоянных признаков. Кроме пространства нет ничего непреходящего внутри и снаружи. Поэтому следствия засеянных причин проявляются в виде коллективно переживаемого внешнего мира, а личная карма окрашивает наше восприятие его. И то и другое раскрываются в пространстве, воспринимаются его ясностью и снова растворяются в его безграничности. Если искать воспринимающего и явления, то можно обнаружить только пространство. Понимание этого все изменяет. Разделение между собой и другими, между внутренним и внешним миром, между бытием и небытием становится игрой целого, причем ум выступает как наблюдающий и неразрушимый. Понимание того, что ничто не может быть неправильным, потому что пространство, которое познает, его ясность, которая познается, и его безграничность, которая делает все возможным, на абсолютном уровне являются одним и тем же, полностью освобождает вечно свежую силу ума. Здесь речь идет лишь о воспринимающем явления – о том, что он узнает сам себя. Его пространству-ясности-безграничности присущи все явления и качества. Ему не нужно ни от чего отказываться, чтобы не быть плохим, не нужно ничего добавлять, чтобы стать лучше. Это богатство ума. Его сутью всегда было неразрушимое постижение, в нем всегда все содержалось и поэтому ему ничего не нужно. Единственный смысл всех медитаций и поучений Будды в том, чтобы ум смог познать свою безграничность.


X 2.         Это цель. Стоять непоколебимо, как раскидистый дуб, осознавать свою силу и в то же время с юмором и сочувствием наблюдать за происходящим вокруг Диснейлендом и действовать там, где это наиболее целесообразно и кармически допустимо. Тот, кто может это, приносит пользу всем и достигает всего.


 


 


 


 

- 0 +    дата: 25 января 2013

   Загружено переводчиком: Владиславович Биржа переводов 01
   Язык оригинала: немецкий    Источник: http://www.droemer-knaur.de/sixcms/detail.php?template=dkr_buch_detail&id=191506