MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

THE EUROPEAN EXTERNAL ACTION SERVICE AND SMART POWER просмотров: 1583

Европейская служба внешних действий и умная сила


 3 ноября 2011


 Автор: К. Дэвис Мая Кросс


 


1 декабря 2010 года, Европейский Союз (ЕС), негласно, ввел новый орган: Европейскую службу внешних действий (ЕСВД).  Многие  даже и не подозревали о каких-либо изменениях.  Но, несмотря на свое тихое начало, ЕСВД действительно является  важным нововведением в области дипломатии, как первой наднациональной дипломатической службы в своем роде.  Разумеется, он не был создан с нуля.  Он основывается на инфраструктуру из 136 делегаций Комиссий по всему миру, которые уже заняли свои места.  Но полномочия новых делегации ЕС значительно шире и серьезнее, нежели полномочия старых представительств Комиссии.  Вместо того  чтобы быть ответственным за создание политики только одного института, на ЕСВД возлагается ответственность  в координации, формировании и принятии единого органа внешней политики ЕС, под руководством главы внешней политики Союза, Кэтрин Эштон.  В этом смысле, вместо того, чтобы быть вариантом только  одного института ЕС, дипломатическая служба призвана стать воплощением общей внешней политики ЕС  и эта структура только находиться в процессе развития особенной организационной самостоятельности.


Из всех нововведений Лиссабонского договора, ЕСВД наибольшим образом демонстрирует приверженность ЕС к умной силе.  Я определяю умную силу, как стратегическое и совместное использование жесткой и мягкой силы.  ЕСВД действует всего только 1 год и еще слишком рано судить о роли, которую он будет, в конечном счете, занимать, но само его существование является важным показателем развивающегося подхода ЕС к внешней политике.  От Иракской войны 2003г до нынешнего кризиса в Ливии, легко указать на недавние громкие события, которые показали, что  государства-члены не в состоянии легко координировать свою внешнюю политику, но было бы неправильно  делать какие-либо выводы из этих событий в одиночку. Как будет показано ниже, в более долгосрочной перспективе тот факт, что европейцы добровольно создали качественно новый многонациональный дипломатический институт, нацеленный на результат, доказывает, что они относятся к умной силе с полной серьезностью. Это служит хорошим предзнаменованием для способности ЕС лучше подготовиться к возможным кризисам и стать актором, проводящим более последовательную внешнюю политику.


Что такое умная сила и как ЕСВД способствует ей?  Джозеф Най много писал о различных формах власти.  Он определяет жесткую силу как принуждение.  Это способность А оказать давление на Б и заставить делать его то, что он бы не стал делать.  С другой стороны, мягкой силе способствует привлекательность, способность заставит Б делать то, что хочет А.  Для того, чтобы понять сущность умной силы, важно отметить, что инструменты власти, не обязательно находятся во взаимосвязи или с твердой, или мягкой силы в отдельности.  То есть, было бы неправильно считать, что жесткая сила приравнивается к военной мощи, а мягкая сила -  к дипломатии.  Военные, дипломатические, экономические и культурные инструменты могут быть использованы либо для принуждения, либо для привлечения.  Например, военное участие в  гуманитарной помощи и ликвидации последствий катастроф может быть источником привлекательной силы, т.к. военная сила может быть эффективной и хорошо управляемой.  Кроме того, и дипломатия может быть принудительной, используя  санкции, жесткие переговоры или метод пристыживания. Но дипломатия также является ключевым инструментом взаимодействия, убеждения и взаимопонимания.  Таким образом, различные средства могли бы быть использованы в действии в выработке стратегического сочетания жесткой и мягкой силы.


Создание ЕСВД отражает приверженность Европы к умной силе в ряде направлений.  Во-первых, дипломатическая служба призвана связывать внешнюю политику государств-членов и институтов ЕС более тесно, что способствует улучшению координации жесткой и мягкой силы.  Это, конечно, ключ к достижению эффективной умной силы.  Государства-члены были главными поставщиками жесткой силы, в то время как ЕС являлся источником  мягкой силы.  Это верно как в ответ на непредвиденные кризисы, так и с точки зрения политики акцентов.  Европейский Союз не хотел принуждать (или касаться принуждения), поскольку он является многонациональным актором , который осуществляет институциональные и правовые процессы, основанные на  открытости  и добровольности.  Жесткие силовые действия идут против его нормативного характера.  В действительности, ЕС прибегает к жесткой силе только для поддержания наиболее важных норм и ценностей, так например, способствовать соблюдению прав человека или препятствовать авторитарной практике.  Как правило, ЕС опирается на свой богатый потенциал мягкой силы.  В зависимости от аудитории, ЕС является привлекательной из-за его демократических норм, моделью  региональной интеграции, стремлением к расширению его членского состава, историей преодоления насильственного прошлого и так далее.


В отличие от этого, страны-члены стремятся контролировать часть жесткой силы внешней политики, в той степени какой необходимо, потому что это гораздо проще для них действовать решительно и законно, используя принуждение.  Когда дело доходит до этого, государственные деятели все еще имеют различные полномочия принимать сложные внешнеполитические решения в одностороннем порядке и притворять их в жизнь так быстро, как они считают нужным.  Конечно, в то же время государства-члены также имеют богатый потенциал мягкой власти, так например, программы образовательных обменов, поддержка культуры и общественной дипломатии.  Создание ЕСВД показывает политическое желание соединить  различные инструменты силы вместе, и заложить основу для более эффективной координации твердых и мягких внешнеполитических стратегий.


Во-вторых, создание ЕСВД является "умным", потому что ЕС  по существу дипломатический актор.  Здесь  то его реальная сила.  Основной способ, благодаря которому государства-члены и институты ЕС отстаивают свои интересы на международной арене, является дипломатический путь.  Единый рынок, Шенгенская зона, юстиции и внутренние дела, расширение, и так далее, были построены на прочном процессе внутренней дипломатии между государствами-членами.  Высоко-квалифицированные дипломаты в Брюсселе направляют интеграцию вперед и претворяют  новые договора в реальную политику.  Усиливая этот признак Европы - дипломатию - ЕС основывается на том, что он делает лучше всего.  Все без исключения государства-члены выдвигают своих лучших и наиболее квалифицированных послов, чтобы  руководить новыми делегациями ЕС, а на более низких уровнях дипломатической иерархии,  конкуренция за должности в  ЕСВД  была ожесточенной.  Учитывая, что успех делегаций ЕС будет возлагаться в частности, на людей, пополняющих  их, есть основания полагать, что все заинтересованные стороны захотят обеспечить  ЕСВД инструментами, чтобы стать актором умной власти.  Дипломатов, занимающих хорошие должности, хорошо подготавливают и профессионально готовят  применять мягкую силу последовательно, а жесткую силу - когда это необходимо.  Делая акцент на дипломатию в качестве инструмента для будущей внешней политики ЕС, и наделяя новый институт  самым лучшим, европейцы наглядно показали приверженность к умной силе.


 В-третьих, ЕСВД позволяет государствам-членам  четко сформулировать свой общий голос.  При этом, он усиливает и жесткую, и мягкую силу.  Действительно, часто повторяемая цель государств-членов, звучать единым голосом,  исходит из понимания того, что, действуя вместе, Европа сильнее.  В совокупности,  27 государств-членов имеют многое в своем распоряжении - более полумиллиарда людей, крупнейшая экономика в мире, второй самый высокий уровень военных расходов в мировом масштабе, крупнейший  вклад в иностранные капиталы, транснациональное сотрудничество в области исследований и развития и так далее.  В течение нескольких десятилетий, государства-члены вновь возрождали и укрепляли их цель в вопросах внешней политики: с Европейского политического сотрудничества 1970 до Общей внешней политики и политики безопасности 1992 к Европейской политике безопасности и обороны 1998. (стр.3)Теперь в 2011 году, с ЕСВД, европейцы обладают одним из крупнейших дипломатических служб в мире.  Этот новый дипломатический орган отличается тем, что он на самом деле включает тысячи высококвалифицированных экспертов по внешней политике, которые будут непосредственно оценивать, как события влияют на интересы и цели ЕС.  Они также будут иметь возможность формировать действия на эти события, и строить прочные отношения, на которые они могут опираться во время будущих неожиданных кризисов. Это поможет сделать жесткую и мягкую силу Европы  более очевидной.


В общем, дипломатическая служба способствует лучшей координации жесткой и мягкой силы, опирается на успешный опыт профессиональной дипломатии  и усиливает жесткую и мягкую силу.  Потенциал для эффективной умной силы, несомненно, существует.  Конечно, это зависит от государств-членов, какие вопросы будет решать ЕСВД и как далеко он пойдет в своем развитии.  Эштон уже столкнулась с проблемой координации разнообразных позиций  государств-членов после нескольких кризисов.  ЕСВД идеально подходит для осуществления эффективной власти, но она все равно должна обладать мандатом, чтобы  действовать. Усиливающееся руководство является важным для того, чтобы государства-члены смогли увидеть, что их старания достигают своего потенциала


Естественно, дипломатическая служба не означает, что государства-члены будут иметь возможность говорить в один голос все время, но есть основания для оптимизма.  Развитие ЕС в своей внутренней дипломатии показал, что профессиональные дипломаты часто находят способы доказать свои способности на работе.  Комитет постоянных представителей (Coreper), состоящий из послов государств-членов в ЕС, является отличным примером этого.  Coreper начал с ограниченным мандатом для подготовки заседания Совета.  По многим свидетельствам, он теперь превратился в главный двигатель интеграции в ЕС.  Это произошло во многом благодаря инициативе этих опытных послов.  Может ли дипломатическая служба также достичь такого авторитета и влияния на мировой арене?  Это может быть более сложный вопрос, но, как уже отмечалось, это хорошее начало.  Более того, тот факт, что европейские лидеры создали этот новый орган, в первую очередь показывает приверженность к умной силе.  Эти лидеры в настоящее время заинтересованы в результатах, а элементы, которые необходимы для успеха, имеют место. 

- 0 +    дата: 24 августа 2013

   Загружено переводчиком: Тронина Екатерина Борисовна Биржа переводов 01
   Язык оригинала: английский    Источник: http://uscpublicdiplomacy.org/index.php/newswire/cpdblog_detail/the_european_external_action_service_and_smart_power/