THE EUROPEAN EXTERNAL ACTION SERVICE AND SMART POWER просмотров: 1583
Европейская служба внешних действий и умная сила
3 ноября 2011
Автор: К. Дэвис Мая Кросс
1 декабря 2010 года, Европейский Союз (ЕС), негласно, ввел новый орган: Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Многие даже и не подозревали о каких-либо изменениях. Но, несмотря на свое тихое начало, ЕСВД действительно является важным нововведением в области дипломатии, как первой наднациональной дипломатической службы в своем роде. Разумеется, он не был создан с нуля. Он основывается на инфраструктуру из 136 делегаций Комиссий по всему миру, которые уже заняли свои места. Но полномочия новых делегации ЕС значительно шире и серьезнее, нежели полномочия старых представительств Комиссии. Вместо того чтобы быть ответственным за создание политики только одного института, на ЕСВД возлагается ответственность в координации, формировании и принятии единого органа внешней политики ЕС, под руководством главы внешней политики Союза, Кэтрин Эштон. В этом смысле, вместо того, чтобы быть вариантом только одного института ЕС, дипломатическая служба призвана стать воплощением общей внешней политики ЕС и эта структура только находиться в процессе развития особенной организационной самостоятельности.
Из всех нововведений Лиссабонского договора, ЕСВД наибольшим образом демонстрирует приверженность ЕС к умной силе. Я определяю умную силу, как стратегическое и совместное использование жесткой и мягкой силы. ЕСВД действует всего только 1 год и еще слишком рано судить о роли, которую он будет, в конечном счете, занимать, но само его существование является важным показателем развивающегося подхода ЕС к внешней политике. От Иракской войны 2003г до нынешнего кризиса в Ливии, легко указать на недавние громкие события, которые показали, что государства-члены не в состоянии легко координировать свою внешнюю политику, но было бы неправильно делать какие-либо выводы из этих событий в одиночку. Как будет показано ниже, в более долгосрочной перспективе тот факт, что европейцы добровольно создали качественно новый многонациональный дипломатический институт, нацеленный на результат, доказывает, что они относятся к умной силе с полной серьезностью. Это служит хорошим предзнаменованием для способности ЕС лучше подготовиться к возможным кризисам и стать актором, проводящим более последовательную внешнюю политику.
Что такое умная сила и как ЕСВД способствует ей? Джозеф Най много писал о различных формах власти. Он определяет жесткую силу как принуждение. Это способность А оказать давление на Б и заставить делать его то, что он бы не стал делать. С другой стороны, мягкой силе способствует привлекательность, способность заставит Б делать то, что хочет А. Для того, чтобы понять сущность умной силы, важно отметить, что инструменты власти, не обязательно находятся во взаимосвязи или с твердой, или мягкой силы в отдельности. То есть, было бы неправильно считать, что жесткая сила приравнивается к военной мощи, а мягкая сила - к дипломатии. Военные, дипломатические, экономические и культурные инструменты могут быть использованы либо для принуждения, либо для привлечения. Например, военное участие в гуманитарной помощи и ликвидации последствий катастроф может быть источником привлекательной силы, т.к. военная сила может быть эффективной и хорошо управляемой. Кроме того, и дипломатия может быть принудительной, используя санкции, жесткие переговоры или метод пристыживания. Но дипломатия также является ключевым инструментом взаимодействия, убеждения и взаимопонимания. Таким образом, различные средства могли бы быть использованы в действии в выработке стратегического сочетания жесткой и мягкой силы.
Создание ЕСВД отражает приверженность Европы к умной силе в ряде направлений. Во-первых, дипломатическая служба призвана связывать внешнюю политику государств-членов и институтов ЕС более тесно, что способствует улучшению координации жесткой и мягкой силы. Это, конечно, ключ к достижению эффективной умной силы. Государства-члены были главными поставщиками жесткой силы, в то время как ЕС являлся источником мягкой силы. Это верно как в ответ на непредвиденные кризисы, так и с точки зрения политики акцентов. Европейский Союз не хотел принуждать (или касаться принуждения), поскольку он является многонациональным актором , который осуществляет институциональные и правовые процессы, основанные на открытости и добровольности. Жесткие силовые действия идут против его нормативного характера. В действительности, ЕС прибегает к жесткой силе только для поддержания наиболее важных норм и ценностей, так например, способствовать соблюдению прав человека или препятствовать авторитарной практике. Как правило, ЕС опирается на свой богатый потенциал мягкой силы. В зависимости от аудитории, ЕС является привлекательной из-за его демократических норм, моделью региональной интеграции, стремлением к расширению его членского состава, историей преодоления насильственного прошлого и так далее.
В отличие от этого, страны-члены стремятся контролировать часть жесткой силы внешней политики, в той степени какой необходимо, потому что это гораздо проще для них действовать решительно и законно, используя принуждение. Когда дело доходит до этого, государственные деятели все еще имеют различные полномочия принимать сложные внешнеполитические решения в одностороннем порядке и притворять их в жизнь так быстро, как они считают нужным. Конечно, в то же время государства-члены также имеют богатый потенциал мягкой власти, так например, программы образовательных обменов, поддержка культуры и общественной дипломатии. Создание ЕСВД показывает политическое желание соединить различные инструменты силы вместе, и заложить основу для более эффективной координации твердых и мягких внешнеполитических стратегий.
Во-вторых, создание ЕСВД является "умным", потому что ЕС по существу дипломатический актор. Здесь то его реальная сила. Основной способ, благодаря которому государства-члены и институты ЕС отстаивают свои интересы на международной арене, является дипломатический путь. Единый рынок, Шенгенская зона, юстиции и внутренние дела, расширение, и так далее, были построены на прочном процессе внутренней дипломатии между государствами-членами. Высоко-квалифицированные дипломаты в Брюсселе направляют интеграцию вперед и претворяют новые договора в реальную политику. Усиливая этот признак Европы - дипломатию - ЕС основывается на том, что он делает лучше всего. Все без исключения государства-члены выдвигают своих лучших и наиболее квалифицированных послов, чтобы руководить новыми делегациями ЕС, а на более низких уровнях дипломатической иерархии, конкуренция за должности в ЕСВД была ожесточенной. Учитывая, что успех делегаций ЕС будет возлагаться в частности, на людей, пополняющих их, есть основания полагать, что все заинтересованные стороны захотят обеспечить ЕСВД инструментами, чтобы стать актором умной власти. Дипломатов, занимающих хорошие должности, хорошо подготавливают и профессионально готовят применять мягкую силу последовательно, а жесткую силу - когда это необходимо. Делая акцент на дипломатию в качестве инструмента для будущей внешней политики ЕС, и наделяя новый институт самым лучшим, европейцы наглядно показали приверженность к умной силе.
В-третьих, ЕСВД позволяет государствам-членам четко сформулировать свой общий голос. При этом, он усиливает и жесткую, и мягкую силу. Действительно, часто повторяемая цель государств-членов, звучать единым голосом, исходит из понимания того, что, действуя вместе, Европа сильнее. В совокупности, 27 государств-членов имеют многое в своем распоряжении - более полумиллиарда людей, крупнейшая экономика в мире, второй самый высокий уровень военных расходов в мировом масштабе, крупнейший вклад в иностранные капиталы, транснациональное сотрудничество в области исследований и развития и так далее. В течение нескольких десятилетий, государства-члены вновь возрождали и укрепляли их цель в вопросах внешней политики: с Европейского политического сотрудничества 1970 до Общей внешней политики и политики безопасности 1992 к Европейской политике безопасности и обороны 1998. (стр.3)Теперь в 2011 году, с ЕСВД, европейцы обладают одним из крупнейших дипломатических служб в мире. Этот новый дипломатический орган отличается тем, что он на самом деле включает тысячи высококвалифицированных экспертов по внешней политике, которые будут непосредственно оценивать, как события влияют на интересы и цели ЕС. Они также будут иметь возможность формировать действия на эти события, и строить прочные отношения, на которые они могут опираться во время будущих неожиданных кризисов. Это поможет сделать жесткую и мягкую силу Европы более очевидной.
В общем, дипломатическая служба способствует лучшей координации жесткой и мягкой силы, опирается на успешный опыт профессиональной дипломатии и усиливает жесткую и мягкую силу. Потенциал для эффективной умной силы, несомненно, существует. Конечно, это зависит от государств-членов, какие вопросы будет решать ЕСВД и как далеко он пойдет в своем развитии. Эштон уже столкнулась с проблемой координации разнообразных позиций государств-членов после нескольких кризисов. ЕСВД идеально подходит для осуществления эффективной власти, но она все равно должна обладать мандатом, чтобы действовать. Усиливающееся руководство является важным для того, чтобы государства-члены смогли увидеть, что их старания достигают своего потенциала
Естественно, дипломатическая служба не означает, что государства-члены будут иметь возможность говорить в один голос все время, но есть основания для оптимизма. Развитие ЕС в своей внутренней дипломатии показал, что профессиональные дипломаты часто находят способы доказать свои способности на работе. Комитет постоянных представителей (Coreper), состоящий из послов государств-членов в ЕС, является отличным примером этого. Coreper начал с ограниченным мандатом для подготовки заседания Совета. По многим свидетельствам, он теперь превратился в главный двигатель интеграции в ЕС. Это произошло во многом благодаря инициативе этих опытных послов. Может ли дипломатическая служба также достичь такого авторитета и влияния на мировой арене? Это может быть более сложный вопрос, но, как уже отмечалось, это хорошее начало. Более того, тот факт, что европейские лидеры создали этот новый орган, в первую очередь показывает приверженность к умной силе. Эти лидеры в настоящее время заинтересованы в результатах, а элементы, которые необходимы для успеха, имеют место.
Загружено переводчиком: Тронина Екатерина Борисовна Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: http://uscpublicdiplomacy.org/index.php/newswire/cpdblog_detail/the_european_external_action_service_and_smart_power/