Женщины и работа просмотров: 1450
В наше время, когда в мире не так уж много поводов для празднования, на роль подобного повода претендует такое событие: в течение нескольких последующих месяцев женская рабочая сила пересечет 50%-тный порог и станет большей частью всей американской рабочей силы. Женщины уже составляют большинство среди выпускников вузов в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и большинство квалифицированных кадров в нескольких богатых странах, включая Соединенные штаты. Женщины управляют многими из крупнейших мировых компаний, от ПепсиКо в Америке до Арива во Франции.
Растущее влияние женского труда в экономической сфере стало, вероятно, наиболее значительным социальным изменением нашего времени. Всего лишь поколение назад, сфера занятости женщин повсеместно ограничивалась однообразным, низкооплачиваемым трудом. Женщины регулярно подвергались распространенным проявлениям сексизма и должны были, в соответствии с ожиданиями, оставить работу после замужества и рождения детей. Сегодня же они управляют некоторыми из тех организаций, которые когда-то относились к ним как к гражданам второго сорта. Миллионы женщин получили больший контроль над своей жизнью. И миллионы умов (умственных способностей) стали использоваться более продуктивно. Общества, которые пытаются противостоять этой тенденции – в основном это преимущественно арабские страны, но также и Япония и некоторые южные европейские страны – заплатят тяжелую цену в виде загубленных способностей и разочарованных граждан.
Эту революцию удалось осуществить с наименьшим сопротивлением. Мужчины, в общем и целом, приветствовали вторжение женщин на рынок труда. Тем не менее, даже самые позитивные изменения могут быть неполными или недостаточными. Этот специфический прогресс сопровождается двумя нюансами. Первый состоит в том, что женщины все еще недостаточно представлены среди глав компаний. Только 2% среди директоров крупнейших американских компаний и 5% среди их британских коллег составляют женщины. Кроме того, в целом их зарплата значительно ниже, чем у их коллег-мужчин. Второй нюанс состоит в том, что совмещать (балансировать, соблюдать баланс) работу и воспитание детей довольно сложно. Пары, принадлежащие к среднему классу, часто жалуются, что им не хватает времени на детей. Но больше всего в этой ситуации страдают дети – особенно в таких странах как Америка и Британия, где высокий уровень вовлеченности женщин в сферу труда сочетается с нежеланием тратить общественные средства на заботу о детях.
Как соблюсти баланс
Два вышеуказанные нюанса тесно связаны. Многие женщины чувствуют, что должны выбирать между детьми и карьерой. Огромное число женщин, преуспевавших в компаниях с напряженным графиком работы до 30 лет, бросает работу около 30-ти лет и затем обнаруживает, что вернуть прежнюю активность и положение практически невозможно. Менее квалифицированные женщины могут рассчитывать лишь на низкооплачиваемую работу, при этом организация ухода и присмотра за детьми оставляет желать много лучшего. Материнство, а не сексизм, вот основная проблема сегодня – например, в Америке бездетные женщины зарабатывают наравне с мужчинами, тогда как матери зарабатывают значительно меньше. И эта сравнительная материнская малообеспеченность также связывает возможности (наносит урон, вред, ущерб) их детей.
Спрос на женские умственные способности помогает смягчить некоторые из этих проблем. Даже если некоторые из тех новых теорий о том, что женская доброта и мягкость делает из них по сути лучших работников, не верны, некоторые современные тенденции все же на пользу более образованному полу, включая такие тенденции как «борьба за способности» и все более распространенная гибкость рабочего графика. Юридические, консалтинговые компании и банки сегодня пересматривают свою систему продвижения по карьерной лестнице под девизом «вверх или вон», поскольку теряют слишком большое количество способных сотрудниц. Более 90% компаний в Германии Швеции допускают гибкий график работы. А новые технологии позволяют легко пересмотреть условия работы и пойти на встречу семейным ценностям во всех различных сферах.
За последнее десятилетие женщины, без сомнения, проявили себя лучше, чем мужчины. В Евросоюзе женщины заняли 6 млн. из 8млн. рабочих мест, созданных с 2000 года. В Америке трое из четырех уволенных с работы после начала так называемой манцессии (рецессия на рынке руда, ущемление мужских прав на труд) составляют мужчины. И такой сдвиг в пользу женского труда будет продолжаться: к 2011 году в американских университетах будет на 2,6 млн. больше студенток, чем студентов.
С легкой руки государства
Все вышеизложенные факты, в основном, приводят доводы в пользу того, что рынок должен сам себя регулировать. Однако призывы к более интенсивному вмешательству государства в эту сферу по примеру Скандинавских стран не утихают. Норвегия максимально использовала возможности квотирования в этом вопросе. около 40 % законодателей в этой стране – женщины. Во всех Скандинавских странах существует множество финансируемых государством ясель и детских садов. В этих странах наивысший в мире уровень женской занятости и намного меньше социальных проблем, от которых страдают Великобритания и Америка. Это естественным образом вызывает вопрос: существует ли способ ускорить эту революцию и улучшить непростую жизнь многих работающих женщин и их детей?
Если это означает серьезное вмешательство в форме компенсационно-дискриманционных программ и всесторонней помощи родителям обоих полов, то ответ на вопрос – нет. Во-первых, поддержка и помощь людям лишь по половому признаку – незаконна и несправедлива и позорит (компрометирует) тех, на кого она направлена. Во-вторых, существуют и практические трудности. Длительные оплачиваемые декретные отпуска могут заставить фирмы не нанимать женщин на работу, что, в принципе, объясняет, почему большинство шведских женщин работают преимущественно в общественных учреждениях, и почему в Швеции процент женщин, работают в сфере менеджмента значительно ниже, чем в Америке.
Но существует масса более дешевых и мягких способов, с помощью которых государство может облегчить жизнь женщин. «Государство всеобщего благосостояния» было создано, когда большинство женщин оставалось дома. Такая система социального обеспечения требует изменения принципа своего действия. Немецкие школы, например, закрываются в середине дня. Американские школы закрываются на два месяца летом. Такие вещи можно изменить без больших потерь. Некоторые популярные американские частные школы сегодня, например, предлагают продленные школьные дни и сокращенные летние каникулы.
Загружено переводчиком: Крюкова Гелена Игоревна Биржа переводов 01
Язык оригинала: английский Источник: http://www.economist.com/opinion/displaystory.cfm?story_id=15174489