Когда Анна Павлова танцевала на Кубе просмотров: 1701
Своим искусством она волновала до безумия кубинскую публику, когда ее умирающий лебедь «выплывал» на сцену, и тщетно сражаясь с неумолимой судьбой, умирал... Это длилось всего несколько минут, на сцене не было ничего, кроме музыки и великой русской балерины, в белой пачке, украшенной перьями…
Хотя в ту эпоху кубинцы не выделялись своими познаниями в области балета, деятельность знаменитой танцовщицы, родившейся в Санкт-Петербурге в 1882 году, не могла пройти незамеченной для них. В тот момент она была звездой, перед которой преклонялась зачарованная публика всей Европы.
Три сезона выступлений Анны Павловой в Гаване, в период с 1915 по 1919 год, прошли с полным аншлагом. Критика переполнила ее восхвалениями и назвала Павлову самой знаменитой балериной эпохи.
«Существо из другого мира...»
О примадонне была соткана не одна легенда в Гаване. Рене Мендес Капоте, который увидел ее в те дни, описывал ее как “маленькую, хрупкую, низенькую, напоминающую птичку, бабочку, крылатое существо. Совсем не соответствующая тогда канонам женской красоты, эта маленькая женщина впечатляла, однако, своим превосходством и изяществом. Она источала особую привлекательность, которая ощущается перед произведением искусства, стоило лишь взглянуть на нее — простая, скромно одетая, без украшений и претенциозной прически, — и вы чувствовали себя пораженным. Она казалась нам существом из другого мира”.
Говорили, что Павлова решила пополнить здесь свой гардероб, так как ее заверили в том, что здешние портнихи, многие из них - французские, были лучшими в Америке.
Комментировали также, что не очень подчиняющаяся условностям, она осмелилась, перед удивленной публикой, - как рассказал коллега Ласаро Сармьенто -, пересечь в пачке около 200 метров, которые через Центральный Парк (Parque Central) отделяли отель Пласа (Hotel Plaza) от Национального Театра, сейчас Большого Театра Гаваны.
...И что даже станцевала несколько собственных изумительных па на выложенных плитках самого знаменитого парка кубинской столицы.
Это событие приняло такие масштабы, что через несколько дней ее представители вынуждены были призвать ее к порядку, и бесплатные представления балета были сразу отменены.
Смерть лебедя
Когда Анна Павлова приехала на Кубу, она была уже мировой звездой танца. Ей было тогда 33 года. Она уже не принадлежала к труппе Русского балета, основанной Сергеем Дягилевым в 1909ом году, а имела свою собственную компанию, подготовленную по ее вкусу до самой минимальной детали ее мужем Виктором Дандре, в составе которой она впоследствии завоевала весь мир.
В субботу, 13 марта 1915 года, она дебютировала в театре Пайрет (Payret), в Гаване. Несколькими днями позже станцевала в Сьенфуэгосе и Матансасе. Это ее первое пребывание на острове продлилось до двух недель.
Через два года она возвратилась в кубинскую столицу, и с 8го февраля до 3го марта 1917 года давала представления в Национальном Театре.
На следующий год -1918,- она посетила в последний раз гаванцев, для которых станцевала 17го декабря «Спящую красавицу леса» с абсолютным триумфом, как и в прошлые гастроли.
Анна Павлова умерла в 1931 году от пневмонии, в Гааге, Голландии, накануне ее предъявления в Театре де-ла-Монеда Брюсселя. “Приготовь мой костюм лебедя”, - были ее последними словами.
Рассказывают, что этой ночью зал наполнился публикой и оркестр играл «Умирающего лебедя», как будто Павлова исполняла этот самый известный сольный балет, созданный для нее хореографом Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса.
Свидетель события, кубинец, Хосе Мануэль Вальдес Родригес, так запечатлел это в памяти: “Глядя на сцену, среди потрясающей тишины, сотни глаз плакали, видя, как светлый луч прожектора передвигался туда и сюда по подмосткам, освещая места, где она должна была находиться в каждый момент танца, как будто бы она не лежала мертвой в гробу с цветами, а была живой, гармоничной и божественной перед нашими глазами...”
Загружено переводчиком: Mарина Форменова Биржа переводов 01
Язык оригинала: испанский Источник: http://www.lajiribilla.co.cu/2009/n438_09/memoria.html