MirZnaet.ru

Лучшее из переведенного

ПОЭЗИЯ И ОБЕЗЬЯНЫ просмотров: 2958

ПОЭЗИЯ И ОБЕЗЬЯНЫ


(ИЛИ РОЛЬ ПОЭЗИИ В ПРЕВРАЩЕНИИ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА)


 


У знания есть собственные цели, догадка же всегда куда забавнее, чем знание.


(Уистон Хью Оден. Археология. Перевод Михаила Фельдмана) ссылка находиться здесь: http://spintongues.msk.ru/auden5.html  


           


Шутка, вынесенная в заглавие названия данной статьи, очевидна. А вот все-таки в каждой шутке, есть лишь доля шутки. А вся оставшаяся часть шутки является истиной исчерпанной человечеством с собственной жизни. Так как эти шутки, что придумывают люди, исходят из жизненных наблюдений людей за событиями, происходящими, людьми. Люди не просто так придумывают свои шутки. Шутки появляются в процессе наблюдения за повседневной жизнью людей, при наблюдении за жизненными ситуациями в которые сами же люди и попадают.


 


Посредством наблюдения за повседневной жизнью люди не только готовят почву для своих новых шуток. У людей, наблюдающих за повседневной жизнью, происходящими событиями вокруг себя и в своей жизни появляются новые мысли, осуществляют открытия. Также как и для придумывания шуток, чтобы у людей появлялись новые мысли, осуществляли открытия, необходим определенный воздействующий на них фактор, они должны вдохновлять их, воздействовать на них, чтобы у них появились эмоции и чувства. Поэзия и является одним из действующих факторов для того, чтобы они вдохновлялись.   


 


Основные понятия: поэзия, вдохновение, эмоции, чувства.


 


Вот и шутка, о том, что поэзия превратила обезьяну в человека, не лишена той доли истины. Речь – это то, что нас отличает от иных биологических существ. Если это так, то поэзия является высшей формой языка. В каждой шутке, есть лишь доля шутки, мы говорили выше. Для поэтов вполне естественно, суждения феноменологического характера, чем строго научного. Но их содержание способно стимулировать размышления в самых различных сферах научного знания. Одновременно с соловьями, которые поют в их прозе и розами, расцветающими в садах, в прозе поэта поют идеи, научные системы, государственные теории и иные мысли ученых, вдохновляемых поэтическими образами. Некоторые люди поэзию считают искусством или своего рода развлечением, полем поприща малого процента людей населяющих нашу планету. Те, которые думают, что поэзия является развлечением, то эти люди глубоко ошибаются в своих мыслях и догадках. Они недооценивают не традиционность, неординарность мышления и суждений, которые поэты вынашивают долгое время, после чего они внутренне аргументируют свои мысли и высказывания вылитые в поэзию.


Вот пример. Керим Курбаннепесов, чтобы написать свою поэму «Дед Таймаз» долгое время вынашивал его. Получилась интересная история создания данной поэмы. Толчком созданию данной поэмы было стихотворение Кемине о нищете, которая всегда сопровождает человека. А для воплощения данного замысла пришла к поэту на помощь фольклор. Сам поэт вспоминает эту ситуацию следующим образом: «Однажды захожу в букинистический магазин и по обыкновению покупаю несколько книг, среди них оказался сборник «Устные поэтические творения русского народа». Когда я прочитал сказку «Как прогнали нужду», мой замысел, который я вынашивал много лет, в тот же миг ожили. Композиция, сплетение сюжета – все стало на свои места». 


 


Свои высказывания, которые доводят до слушателей поэты - это только вершина того видимого айсберга, которого мы можем увидеть и оценить его. А под этой вершиной того же айсберга находиться колоссальный пласт знания, эрудиции, культуры поэта. Вот этот пласт знаний, культуры поэта и дают тот толчок, который приводит в движение мысли ученого, раскрепощает его эрудицию, фантазию. Просто направляет его мысли в необходимое русло. Сильные поэты, раньше нас предвидят все наши мысли, тайны, которые еще неизведанным, хранятся в глубинных уголках нашего сознания и в дополнение всему сказанному они умеют их озвучивать, так как нам хотелось.  


 


            Вот этот же малый процент человеческого общества, которые умеют предвидеть или выразить раньше нас наши мысли и тайны, приковывают большие аудитории своих кумиров, которые заполняют целые стадионы, а поэтические сборники поэтов выходят миллионными тиражами. Приходить пора, поэзия расставляет в свои места все мысли, гениальные, заметные, малозаметные, но, все-таки же все мысли, вдохновленные поэзией.  


           


Поэзия и политика


 


Некоторые люди, которые придерживаются прозападной ориентации, пытаются привязать подобный феномен поэзии к политическим условиям определенной страны. Таких примеров можно найти в отношении бывшего Советского Союза. Они пытаются привязать поэзию к политическому строю того или иного государства, аргументируя свои высказывания отсутствием демократии в обществе, отсутствием свободной журналистики, альтернативной идеологии, нонконформистской морали, политической оппозиции. Так как, они, как и было упомянуто в начале статьи, занимаются не знаниями и наукой, а занимаются догадками, занятие которым всегда забавнее, чем заниматься наукой, опирающейся на истинно научные знания.  


 


            Ни политическая оппозиция, ни альтернативная идеология не вдохновляют научных работников или ученых в их труде. А наоборот, все, то, что творят политики и идеологи не могут придавать импульса вдохновения, человеку занимающемуся наукой, который далек от политики и идеологии. Они могут только создать почву пессимизма у людей. Так как в большинстве из случаев эта политика и идеология служат не народу, а определенному кругу людей. В лучшем случае политике государств, озабоченных государственными делами и бюрократией, постоянно напоминающих о кризисах, бюджетных недостатках. Идеи и высказывания политиков и идеологов не способны вдохновить научных сотрудников к творческому подходу к делу, тем более к науке. Но этот малый процент поэтов, не только по сравнению общего числа населения земного шара, но и по сравнению с политиками и их бюрократами, более действенны, чем вторые. Если политики и бюрократы не способны вдохновлять научных работников и ученых, то сама поэзия способна на вдохновение политиков. Свидетельством тому, что поэзией вдохновляются не только научные работники, но и политики, можем привести живой пример. Таким примером могут быть лидеры любого государства. Конкретным примером может быт Премьер министр Турецкой Республики Реджеп Таййип Эрдоган. Те лидеры, которые прибегают к помощи поэзии могут быстро и точно найти пути проникновения в психологию здравомыслящих людей. Более точно могут воздействовать на психические механизмы человека, посредством поэзии, которые возбуждают мысли народных масс. Приводят в действие, психофизиологические процессы, активизируя его состояние. Если вернутся ко всем нам известному Премьеру министру Турецкой Республики Реджепу Таййипу Эрдогану, то можем за такой короткий промежуток времени проследить за эффектом воздействия поэзии не только на самого политика и его политическую деятельность, а также на воздействие поэзии на народные массы, которые следуют за политиками.


 


Этих эффектов два и мы можем вкратце описать эти эффекты следующим образом.


 


Первый эффект. Эффект непосредственно касающийся самого политика и его политической деятельности. Когда, Премьер министр, не был так чрезмерно погружен в политику, у него оставалось достаточного времени на продолжение той привычки, которого он имел до вхождения в активную фазу, свей политической деятельности - вдохновляться поэзией. С истечением времени и после вхождения в активную фазу своей политической деятельности у Премьера оставалось мало времени на поэзию и получения вдохновения от поэзии. Причиной этому может быть, то, что он, потерял бдительность, веру в поэзию и его силу. Или же может быт, он почувствовал себя более опытным политиком или пришел к мнению о том, что данный инструмент устарел. Соответственно, это и привело в меньшей мере обращения премьера к поэзии, малого использования поэтических инструментов в своей политической деятельности. Что и привело к появлению второго эффекта.


 


Второй эффект. Эффект, влияния используемого поэтического инструмента, посредством которым он обращался к народным массам. Уменьшение используемого инструмента или принятие его как устаревшего инструмента, привело к тому, что оно раскрыло среди народных масс, допускаемого им определенных ошибок и промахов в политической деятельности. Связи с чем и началось уменьшение числа сторонников его политической деятельности или стали повышаться возгласы неудовлетворенности среди народных масс его политической деятельностью. Ведь данный инструмент, используемый Реджепом Таййипом Эрдоганом, был и не очень-то плохим инструментом воздействия. Эффект использования поэзии как политического инструмента Премьером министром Турецкой Республики Реджепом Таййипом Эрдоганом были замечены и иными премьерами или Председателями правительств. Примером может, послужит, Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, который обратился к поэтическому инструменту воздействия на народные массы в последних президентских выборах.


 


По мнению древних китайцев, нацию строят император и певец, а по утверждению историка Ключевского, русскую нацию создали Пётр и Пушкин. Тираны хорошо ощущали силу слова поэта, даже сами пытались пописывать стишки. Можем привести примеры относительно о «выдающихся» личностях – это Сталин и Мао, Ниязов и другие. У последнего из них даже появились сборники стихов, которые сплошь являются плагиатом. Из которых, последнее, не только изолировал поэтов от народа, а вообще и изгнал их из страны. Поэтому они всегда ревностно отслеживали насколько влияют поэты на общество, пытались, перетянут их на свою сторону. Нерон даже держал в своих учителях Сенеку, пока последний не вскрыл себе вены. А при Османской империи императоры держали придворных поэтов. Таких примеров можно привести относительно и иных государств востока. Сталин сам звонил Пастернаку, писал письма Чаренцу, но, когда убеждался в реальной неуправляемости, а стало быть, опасности поэта, принимал необходимые, по его разумению, меры.  


 


Поэзия и эмоции


 


Некоторые говорят о темпах роста процесса, пополнения рядов поэтов в определенный промежуток времени, начиная со дня появления нового биологического вида «разумного человека» (Homo sapiens). Проводят математические подсчеты пополнения рядов поэтически мыслящих людей. Однако, математика, не всегда может высчитать биологического заложенного в природе человека. Природа создала людей пропорционально по способностям. Поэтов достаточно для вдохновения человечества, и к подвигам, и к новым научным открытиям.       


 


            Поэт может за считанные минуты оказаться там, куда философ будет идти столетиями. Но не только сам поэт может оказаться за короткое мгновение в определенном месте, но и довести других людей тем же коротким путем к цели как коуч в наше время ведет по правильному пути своего клиенте к достижению цели.


 


Но при этом поэты не нуждается в помощи коуча. Они интуитивным путем, путем бессознательного осмысления могут достичь того, чего не могут достичь теоретики, днем и ночью выдвигая различные теории. Поэзия поэта создает внешние и внутренние условия для возникновения эмоций. Снимают затруднения, возникающие при выражении эмоций, которые в свою очередь приводят к пути поиска нового, появляясь как внутренне, так и внешнее эмоциональное состояние. Это те чувства и эмоции, которые доводят любого мыслящего человека до возгласа «эврика», которого мы знаем по Архимеду. Это и есть продолжение того бессознательного наслаждения полученного от прослушивания поэтической рифмы поэта. Любой человек может наблюдать того, что эмоции возникают в случаях, когда происходить нечто значимое для человека. Поэзия при проникновении в душу человека затрагивает его в соответствии с характером и меру значимости события, которые приводят к появлению определенной мысли. Эмоции в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни человека, он находит хотя бы и незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и прочих положительных или отрицательных чувств. Тот когнитивный процесс, которого переживает человек при прослушивании поэтического произведения приводить его к принятию определенного заключения связанных со своими мыслями, которые могут появиться в момент эмоционального возбуждения или тех мыслей, которых он вынашивал в течении определенного промежутка времени.


 


Поэзия проникает в эмоциональную сферу человека, преломляется и закрепляется в нем. Эмоции, после чего обнаруживаются на производственной деятельности и семье, в познании и искусстве, педагогике и клинике, творческих и душевных кризисах человека. Определяет внутреннюю жизнь и поступки человека. Также хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии, их регулирующее влияние на мыслительные процессы. Эмоции обусловлены мотивацией и ситуацией.  


 


Эмоции, появляющиеся посредством влияния поэзии, прежде всего, организуют деятельность человека, отвлекая её силы и внимание, и естественно этим препятствует нормальному протеканию проводимого в тот момент другой деятельности. Появляются приоритетные эмоции и ситуации, имеющие определенную значимость для человека. Посредством указанных эмоций и ситуаций эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они же и дают знать о ней человеку. Если выразится иначе, эмоции полученные посредством поэзии являются тем самым языком, той системой сигналов, посредством которых человек узнает о необходимости и значении происходящего.


 


Поэзия и религия


 


Путь поэта всегда начинается с поиска индивидуального пути ведущего к совершенствованию. Поэт, исходя из понимания проблемы, опираясь на личный опыт, пусть весьма скромный, но идет к самосовершенствованию. Тот путь, который выбирает поэт, отличается от пути религиозно духовной практики и по способу мышления и по способу передачи своих мыслей и мировоззрений аудитории, которой его слушает. Поэтому между поэтической практикой поэта и религиозно духовной практикой имеются различия, которые отделяет их в самостоятельные духовные практики.


 


Поэтический опыт поэта – это тоже духовный опыт, однако она может, не содержат мистику. В религиозной духовной практике передача опытов может быть осуществлена путем непосредственного общения, в кругу общества, где передача опыта строго определена законами того общества. Например: учитель – ученик, имам – посетители мечети и тому подобное. Поэт же свой опыт передает специфическими поэзии средствами передачи. Передача опыта, как в поэтической, так и в религиозной духовной практике осуществляется посредством языка. Однако, поэт для передачи своего духовного опыта не нуждается обязательного создания условия живого общения. Поэт может осуществлять передачу поэтического опыта вне зависимости от замкнутости и не замкнутости общества. Принимающими религиозного опыта могут быть лишь те люди, которые придерживаются той религии, которого опыта он хочет перенять. Поэтический опыт и перо поэта достигает большего, чем его духовный мир и религиозная духовная практика. Перо поэта имеет возможность более масштабного воздействия, чем процесс передачи религиозной духовной практики. Несмотря на сегодняшнюю популярность ислама, как в Туркменистане, так и в Турции, а в некотором случае модности некоторых религиозных практик среди городской молодежи Туркменистана, не соответствующих их вероисповеданию, конце прошлого века, с восточными религиями на сегодняшний день в России, она более масштабно воздействует на людей. Для того, чтобы попасть под воздействие поэзии нет необходимости полностью погружаться в определенную духовную среду, не становиться на этот путь непосредственно самому человеку.         Человек может понять поэзию, не считая его единственным и главным в своей жизни, но может понимать и разделять его. В религиозной духовной практике осуществить такого невозможно, так как там он должен придерживаться только тем видениям, которые исповедует религия. Особенностью поэзии является то, что человеку не обязательно быть поэтом или единомышленником или придерживаться единой с ним веры, чтобы понять выдвинутой идеи или мысли поэтом. При принятии же определенной религиозной практики человеку необходимо придерживаться правил, которые диктует религия. Поэт же не может диктовать, кому либо, свои мысли и чувства. Когда человек слушает или читает стихи между его душой и стихотворением существует особое восприятие видения и чувствования мира читателем, который наличествует в читателе. Вот такого рода, очень краткую, но, содержательную имеют между собой различия, религиозная духовная практика и поэзия.


Да, поэты тоже могут придерживаться определенных религиозных взглядов. Если проанализировать поэтов по их происхождению или их религиозной ориентации то можем удостоверится, что в большей степени их религиозные верования не так то уж и интересует читателя или человека, который слушает стихотворные строки поэта. Если бы это было бы так, то не появилась бы данная статья, и в её преамбуле не нашлось бы место для строк Одена. Не переводились бы стихотворные строки Р. Гамзатова, Махтумкули, А. С. Пушкина, Н. Хикмета и других с одного языка в другой, если они не вдохновляли бы читателя.  


Вот почему читатели вновь и вновь обращаются к поэтическим строкам разных поэтов, кто-то ради получения наслаждения, а кто-то мысленно обратиться к поэтам и полемизировать с ним.


   


Поэт и полемика


 


            По воле судьбы, она, мне предоставила возможность избрания спутницей своей жизни поэтессу, после знакомства с ней пришлось еще больше интересоваться, встречаться, общаться с поэтами, писателями Туркменистана. В студенческие поры приходилось встречаться не только с туркменскими поэтами и писателями, но и поэтами и писателями с других республик Советского Союза. Поэты и писатели очень чуткие, внимательные люди. Вот эта их внимательность и делает их не похожим на нас. Внимательность делает человека более внятным и понятным, так как внимательность и предоставляет им возможность понять человека, которого они видят перед собой. Когда встречаешься с ними в первую очередь, внимание приковывает их внимательность и умение слушать своего собеседника. Как отмечает Ахмет Гурбаннепесов в своем преамбуле вспоминании о Гурбанназаре Эзизове «Поэты преобразовывают людей», которого он написал для книги избранных произведений автора. Упоминает, как в литературном объединении молодых литераторов поэты внимательно слушали своих молодых и знаменитых коллег. А когда было предоставлено слово для чтения стихов Г. Эзизову, ситуацию в зале описывает следующим образом: «Сидящие очень внимательно слушали. Он своей манерой, стилем чтения стихов заставлял их слушать» (Эзизов, 1996). Как и видно, с описания ситуации можем подтвердить слова о том, что поэты являются внимательными людьми. Вот почему и очень трудно полемизировать с поэтами. Причина в том, что поэты могут выслушать и понять, ответить по существу, и мало когда они оставляют место при общении полемике.


 


            Но, иногда находятся такие читатели, которым хочется обратиться к поэту и полемизировать о том, о чем сложил стихотворные строки поэт. Все дело обстоит в том, что поэты люди умные. А вести дискуссию с умными людьми и поучительно, и приятно дискутирующему человеку. Они не только выслушивают, но и стараются внимательно выслушать, понять собеседника. А полемизировать с поэтом читателю удается не всегда, так как мы упомянули выше, поэту нет надобности, преподносить свои мысли своему слушателю в непосредственном общении или в узком кругу людей придерживающихся определенной веры. В большинстве случаев, мысли поэта, доходят до читателя в его отсутствии, и поэт, и читатель никогда не имеют возможности, встретится. Как я не смог и не смогу встретиться ни с Махтумкули, ни с Оденом. Хочется встретиться и полемизировать с поэтом, но не всегда предоставляется такая возможность. Не могу предсказать, будет ли приятно полемизировать с поэтом лицом к лицу, но могу сказать одно, что полемизировать с поэтом, которого нет рядом приятно вдвойне, так как они не могут с читателем ни говорит, ни отвечать. А подобный случай предоставляет читателю возможность быть уверенным и в дискуссии, и в принятии решения по поводу претворения в жизнь возникшей мысли после прочтения или прослушивания поэта. Мысли в стихах, которые передаются посредством поэтических строк, являются ускорителем сознания, мышления, восприятия окружающего мира человеком. Ощутив или испытав это ускорение, человек не может удержаться от творческого мышления, поиска решения задачи возникшего под воздействием поэзии.


 


Поэт и истина


            Некоторые говорят, что поэты сами не понимают значения той истины, которого они преподносят посредством своих стихотворных строк и не могут или не умеют, объяснит другим. При таком подходе к творческой деятельности поэтов всплывают вспоминания о том, как Ходжа Насреддин пришел к портному примерят свой костюм:


            Пришел ал примерять костюм. Стоя перед зеркалом, он заметил, что полы у жилетки разной длины.


            - Не стоит волноваться, - заверил его портной. – Если придержать короткую полу левой рукой никто не заметит.


            Ходжа попробовал так сделать, и костюм стал смотреться ровнее. Но тут он увидел, что лацкан пиджака загибается вверх.


            - Ах, это? – сказал портной. – Сущий пустяк, нужно чуть-чуть повернуть голову и придержать лацкан подбородком.


            Заказчик так и сделал. И тут он заметил, что брюки сидят мешковато и идут складками.


            - Не беспокойтесь – утешил портной. – Одергивайте брюки правой рукой, и все будет отлично.


            Ходжа согласился и забрал костюм. На следующий день он одел обновку и пошел прогуляться, делая все как надо руками и подбородком, когда ковылял по парку. Два старика, что играли в нарды, бросили игру и стали наблюдать за ним.


            - Боже праведный, - сказал один старик, - ты только посмотри на несчастного калеку!


            - Да, хромота – дело скверное; но знаешь, я вот о чем подумал: где он достал такой отличный костюм?


 


            Если соглашаться с теми, которые утверждаю выше сказанного о том, что поэты не могут объяснить свои мысли, хотя и поэт не окажется таким прозорливым как тот портной все-таки, что то, здесь получается неправильным. Если бы было это так, то и поэзия бы не существовала, она, прежде всего, была бы не нужна самим поэтам. Это подтверждается тем, что с помощью одной только рифмы удается оказаться там, где бы ни смог оказаться читатель не вдохновленным поэтическими строками. Примером, опровергающим выше выдвинутых отрицательных подтверждений, могут быть философские мысли Махтумкули, великого просветителя и поэта туркмен 18 века. Было бы ошибочным говорить о Махтумкули, что он не осознавал того, что он писал в своих стихотворных строках. Мы уже выше упомянули о том, что поэтическая строка является ускорителем сознания, мышления и других процессов человеческой деятельности. Если бы Махтумкули не был бы мыслителем, не мог бы объяснить свои мысли, то его стихи не имели бы такого признания и давно бы потеряли своего значения и не вдохновляли бы людей даже в наши дни.


 


            Неужели поэты не могут или не умеют объяснять свои мысли другим, если простой прозорливый мулла может найти выход, из безвыходного положения выслушав вопрос своего шакерта задавшего ниже приведенный вопрос.


 


            Читал шакерт Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» (Кутадгу Билик): «Наука обучит, твой разум прозрит, Как создан сей мир, что за СМЫСЛ в нем сокрыт!»


            - Скажи, хазрет, для чего Господь устроил мир подобный? Зачем в нас низкие влечения вселил? Чтобы испытать нас, но для чего?


            Долго молчал булгарский мулла:


            - Я не всегда могу сказать о смысле жизни своей, а тыы хочешь, чтоб я за Господа решал. И где гарантия, что он сам для себя это решил. (Баласагуни, 1990).


 


Если муллы и их шакерты истину находят в религиозных книгах и религиозных толкованиях, то поэты истину находят в доброте своего народа, в народных юморах, уходящими корнями в родную землю. Толчком в поиске истины в своих стихотворных строках для поэтов могут быть мысли, а для воплощения мыслей требуется соответствующая форма воплощения этой истины. Вот и эти формы поэт может, находит не только у своего народа, но и в народном творчестве иных народов.  


 


Поэзия и психология


 


Поэтический мир поэта широк и многокрасочен. Они своей широтой охватываемых миров различных людей и многокрасочностью описываемых ситуаций могут воздействовать не только на определенные психологические процессы психологии, а именно как и было указано высшее на эмоции, чувства, мысли человека. Поэтические строки поэта могут воздействовать на психологию людей в смысле оказания психологической помощи посредством обликов своих героев, чертами его характера, описанием образа жизни общества. Описанием отрицательных и положительных сторон общества, которые могут воздействовать на людей. Путем передачи с помощью острия слова ситуации в обществе может воздействовать на психологию людей. Путем описания правды об отрицательных сторонах общества оказать психологическую помощь людям, которых мы можем проследить в строках, которые будут приведены чуть ниже данной части статьи. В большинстве психологические облики героев поэтических строк поэтов выходят за пределы традиционных пониманий, они отражают современные черты своей эпохи с сохранением литературных традиций.


О психологическом воздействии творения пера и поэтических строк поэта на людей можем говорить с уверенностью. Примеров можем привести не одну единицу. Но я хотел бы процитировать выдержку из «Литературной газеты» от 14 апреля 1976 года в №: 15 (4561) странице 5, написанного Аннаберди Агабаевым под заголовком «Бег счастливого времени» опубликованного в рубрике Советская литература. Данная выдержка может стать живым примером о психологическом воздействии поэтических строк и творений пера поэта. Данная выдержка из газетной статьи связана, опять-таки, с тем же мне знакомым поэтом Керимом Курбаннепесовым. О силе пера и поэтических строк Керима Курбаннепесова рассказывает статья, опубликованная в указанной выше газете, которая описана с уст самой героини события:     


 


            «Неожиданно жестокий удар свалил меня с ног, я думала, лишусь разума. Я дошла до крайности. Я отправилась на почту, чтобы написать последнее в жизни письмо. И вдруг на глаза мне попалась витрина с книгами. Внимание привлекла солнечного цвета небольшая книжка и название «Ради доброты». Взяла сборник и тут же прочла:


Скажите, вы, наверное, замечали


Средь уличной текучей тесноты


Отмеченные глубиной печали


Людские лица скорбной красоты!


 


Все так, я с ними соглашусь не споря:


От горя ни пилюль, ни капель нет.


Но если я помочь, бессилен горе,


Какой же, к черту, я тогда поэт!


 


Прочитав стихотворение, я сдержала слезы. Но невольно прижала к груди волшебную книжечку, как самое дорогое, боясь потерять. Я даже забыла, что шла писать последнее в жизни письмо» (Литературная газета, 1976)  


 


Признание героини статьи говорить о воздействии стихотворных строк поэта в зависимости от людей. Говорить о том, настолько люди являются разными, настолько же и разным является воздействие поэтических строк поэта на людей. Вес секрет воздействия поэтических строк поэта скрывается в эмоциональном состоянии человека. Но оно на кого-то воздействуют своей лиричностью, а на кого-то своим остриём сказанного слова.


 


            Вот те острые слова, вылитые в строки Керима Курбаннепесова, которые направлены на точное раскрытие внутренней свободы, которые глубоко переданы в стихотворных строках не смотря на свою отрицательную окраску передачи вопроса. Строки, которые оказали психологическое воздействие на героиню.


 


            Скажите, вы, наверное, замечали


            Средь уличной текучей тесноты


            Отмеченные глубиной печали 


            Людские лица скорбной красоты!


 


Вместо заключения


 


            Хочу закончить стихотворными строками того же Керима Курбаннепесова о поэзии. Которые сами за себя говорят, сами себя и защищают от разных непонятных и неприемлемых высказываний в адрес поэзии.


 


Говорят, что поэзия выходит из моды,  


            Подобное сказание исключение из нормы,


            Если поэзия когда-то выйдет из моды,


            И любовь за нею уйдет из моды.


 


            Пока вселенной живы, парни и девчонки,


            Пока существуют встреча и разлуки,


            Поэзия станет спутницей молодых,


            Не отходя от друга закадычного.


 


            Пока на планете существует белое с черным,


            Пока повсеместно ходят ссора с благополучием,


            Пока поэзия против всех ссор,


            Боролся, борется, будет бороться.


 


            Освободившись от ссоры планета,


            Когда займет место благополучие,


            Закончив свою великую миссию поэзия,


            Засверкают глаза победителя поэзии.


 


            Гомер, Пушкин, Махтумкули,


            Много великих у истоков поэзии,


            Настоящая поэзия из моды не выйдет,


            Из века в века перенесут люди поэзию. (Курбаннепесов, 1987           ).


 


            Если бы не несли люди поэзию с века в века, то и не знали бы мы о стихотворных строках Гомера, Махтумкули и Пушкина? Не наслаждались бы люди от прослушивания или прочтения стихотворных строк поэтов. Стихотворные строки поэтов не вдохновляли бы ученых, государственные чиновник, политики и простых людей. Не помогала бы поэзия разбираться в наболевших душевных вопросах, не указывала бы поэзия пути выхода из кризисных состояний людям.


 


Список литературы


 


1. Агабаев А. Бег счастливого времени. // Литературная газета. 14 апреля 1976. №:15 (4561). С. 5.


 


2. Баласагуни Ю. Благодатное знание, 398 бэит. - Л.: Сов. писа­тель, 1990. - 560 с.


 


3. Курбаннепесов К. Поэзия модадан гачяр дийдилер // Совет эдебияты. – 1987. – №: 6. – С. 18.


 


4. Оден У. Х. Археология. // Перевод Михаила Фельдмана. [Электронный ресурс] URL: http://spintongues.msk.ru/auden5.html (дата обращения: 18.06. 2012). 


 


5. Эзизов, Г. Сайланан эсерлер. Берекет-бина. – 1995. С. xiii. 


 

- 0 +    дата: 7 января 2016

   Загружено переводчиком: Реджепов Реджеп Тедженович Биржа переводов 01
   Язык оригинала: туркменский    Источник: Автор перевода